В Припяти в ночь годовщины бывшие жители населенных пунктов зоны отчуждения, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и неравнодушные к событию украинцы традиционно зажгли свечи памяти и впервые провели театрально-музыкальный мемориал. Художественный перформанс был совмещен со службой Православной Церкви Украины на первой диджитал-иконе Чернобыльский Спас. Ничего подобного не происходило в Припяти со времен эвакуации всех жителей.

Обратите внимание! В Чернобыльской зоне "ожил" мурал на ЧАЭС и заговорил аудиогид


В Припяти "оживили" квартиры / Фото: Сергей Окунев

К созданию целостной художественной акции присоединились несколько арт-проектов, каждый из которых нес свой особый посыл. Благодаря этому, зрители получили возможность взглянуть на Чернобыльскую катастрофу под призмой различных временных линий и в разрезе глобального переосмысления событий, произошедших 26 апреля 1986 года.

"Ноев ковчег" в Зоне отчуждения


Выставка "Ковчег.Чернобыль" / Фото: Кирилл Емцов

Открыл акцию фотохудожник Денис Копылов, чья выставка "Ковчег. Чернобыль" сейчас представлена ​​на колоннаде главной площади Припяти. Фотограф стремится показать зону отчуждения как своего рода "Ноев ковчег", в котором можно сохранить все природное разнообразие планеты. Здесь хорошо прижились краснокнижные лошади, то почему бы не попробовать представить, что Чернобыльская зона могла бы стать прибежищем и для других редких видов?

Вместе с тем, этот проект подталкивает к мысли – что, если действия человека приведут к тому, что нынешняя Зона отчуждения вообще останется единственным местом на земле, где смогут существовать живые организмы? Человечество должно осознать, что именно наши действия определяют то, каким будет наше будущее.

Звуки прошлого и мысли о будущем

Музыкально-театральный перформанс на главной площади Припяти / Фото: Сергей Окунев

А коллаборация поэтически-музыкального проекта "Эвтерпа" с виртуальным "звуковым музеем" PRIPYAT.Pianos композитора Владимира Савина наоборот, перенесла нас в прошлое – первые годы после взрыва на ЧАЭС, когда бывшие припятчане пытались осознать свое место в "новом" послеаварийной жизни .

Выступления творческой группы, в составе которой музыкант Лесь Якимчук, поэтессы Мария Китаева и Ирина Купчинская, а также сценографист Игорь Цикура, рождались в данный момент и адаптировались под формат сцены. Поскольку действо происходило в Припяти, то логичным решением для музыкального сопровождения было использование виртуального "звукового музея", сохранившего звучание настоящих пианино, брошенных в этом городе. В течение семи лет автор проекта Владимир Савин записывал звучание этих инструментов, оставленных в квартирах, музыкальных классах школ, актовых залах и магазинах.

Результат сотрудничества двух музыкантов, обрамленный стихами "чернобыльской" поэтессы Любови Сироты и собственными произведениями "Эвтерпа", стал ключом для понимания того одиночества, которое испытывают люди, покинув родной город.

Культовые здания Припяти служили экраном / Фото: Сергей Окунев

На пороге жизни

Настроение для этой части художественной акции задал фильм "Порог" режиссера Роллана Сергиенко. Кстати, именно в этой киноленте впервые снята нынешняя традиция жителей Припяти с зажиганием свечей.

Таким образом, перформанс из прошлого вернулся в настоящее, чтобы отдать дань уважения тем, кто отдал жизнь и здоровье, чтобы территории Зоны отчуждения не оставались мертвой пятном, а могли трансформироваться.

35 свечей и служба на диджитал-иконе


35 свечей на 35-ю годовщину аварии на ЧАЭС / Фото: Сергей Окунев

В 1:23, в точное время взрыва на ЧАЭС, начались церемония зажжения 35-ти свечей (по числу лет после аварии) и служба Православной Церкви Украиины на первой диджитал-иконе Чернобыльский Спас, которая изображает участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на уровне со святыми. Службу вместе со служителями Михайловского Златоверхого собора провел Архиепископ Полтавский и Кременчугский Федор (Бубнюк), председатель Синодального управления ПЦУ по делам молодежи.


Служба Православной Церкви Украины / Фото: Сергей Окунев

Автором диджитал-иконы стал культурный деятель, автор проекта Artefact Валерий Коршунов.

Работая с темой Чернобыля, много лет я наблюдал интересное для меня отношение ликвидаторов к религии. После распада СССР чернобыльцы попали в трудную ситуацию – страна не имела денег на субсидии, проблемы со здоровьем требовали постоянного лечения ... Тотальная неизвестность и неуверенность в своем завтра приводила многих ликвидаторов в лоно церкви. Там они находили душевное спокойствие ...
Что касается диджитализации, то это новое средство и канал общения между людьми. В этом проекте мы объединяем сохранение нашего культурного наследия и создание новых современных символов. Возможно, сейчас они еще не понятны всем, но и интернет, и телевидение тоже когда-то были слишком инновационными для восприятия, – рассказывает о своем творении Валерий Коршунов.

Чернобыль – предостережение человечеству


Архиепископ Полтавский и Кременчугский Федор (Бубнюк) / Фото: Кирилл Емцов

Чернобыльская трагедия это предостережение надменному человечеству, которое отрицает очевидные вещи – разумную причину бытия, идею религии и религиозности, как присущему человеческой натуре феномену, идею человеческого сознания, идею Бога, – говорит Архиепископ Полтавский и Кременчугский Федор (Бубнюк). – Поэтому Чернобыль – это последствия надменной человеческой слепоты и безответственности.
Катастрофы всегда побуждают человека к переоценке жизни, поступков, к так называемому духовному пробуждению. Поэтому Церковь ценит подвиг человека. Церковь рядом с воинами, рядом с ликвидаторами аварии на ЧАЭС, рядом с людьми, которые заслуживают благодарности и заботы.

Код нации


Эпизод спектакля "Нация" / Фото: Кирилл Емцов

Завершением перформанса стала известный спектакль "Нация" по одноименной книге Марии Матиос в исполнении Ивано-Франковского национального академического драматического театра имени Ивана Франко.

Представление, которое уже 10 лет демонстрируется на различных площадках Украины теперь увидела и Припять. Этот спектакль, как финальный аккорд и кульминация, позволил собрать все части акции воедино и поместить Чернобыль во всеукраинский исторический контекст, где он навсегда останется символом самопожертвенной борьбы.

Для театра этот спектакль стал 99-м по счету, а для Припяти – первым за 35 лет после эвакуации людей. В нем приняли участие актеры-ровесники Чернобыльской катастрофы – звезды украинского кино и театра Алексей Гнатковский, Роман Луцкий, Иван Блиндар, Галина Баранкевич, Надежда Левченко, Евгений Холодняк, Андрей Фелик, Татьяна Горняк, Олеся Пасичняк и Николай Сливчук. А готовил постановление известный режиссер Ростислав Держипильский.

Чернобыль – символ самопожертвенной борьбы / Фото: Кирилл Емцов

К годовщине аварии на ЧАЭС Исландские музыканты GusGus & Bjarki выпустили клип на трек "Чернобыль"

Примечательно, что это уже вторая поездка актеров театра в Зону отчуждения: в рамках проекта "Театр в зоне доступа" для самоселов и сотрудников ЧАЭС актеры сыграли "Сладкую Дарусю" в Доме культуры Чернобыля. Таким образом, Франковский драмтеатр – единственный театр в Украине, который побывал в Чернобыльской зоне с момента трагедии.