В переводе с языка критиков на человеческий, "интеллектуальной" называется комедия, где шуток в принципе нет, и все на что можно рассчитывать – на редкую улыбку в стиле "ну да, это было неплохо". Поэтому, когда критики называют "Энни Холл" лучшей комедий, я бы не спешил им верить.
Я опять предприму крохотный крестовый поход за незаслуженно незамеченные/забытые картины. Или те, которые заслужили "фи" от критиков, хотя были превосходными. Итак, начнем.
1. "Бобро поржаловать" (2008)
Французский режиссер Дани Бун снимает настолько неровно, что порой вообще не понимаешь, как такая блестящая комедия, как "Бобро поржаловать", может соседствовать с другими его опусами, чудовищно банальными и совершенно не смешными. Как, например, его же комедия про таможню "Нечего декларировать", где единственной шуткой, причем множество раз повторенной, была фамилия хозяйки кафе мадам Анус. Это повторялось так часто, что я понял – режиссер посчитал ее крайне удачной.
Тем не менее "Бобро поржаловать" – тонкая, добрая, ироничная комедия. Служащего почты Филипа Абрамса наказывают за провинность и переводят на север Франции, где, по слухам, живут некие "ржики" – страшные дикари-северяне, которые бесконечно пьют и едят кошек. А еще разговаривают так, что каждое слово на их диалекте "француржике" слышится неприлично. Абрамсу, разумеется, предстоит развеять глупые стереотипы, влюбится в свой новый дом и завести уйму новых друзей.
Мне, к сожалению, не удалось посмотреть фильм в украинском дубляже. Но и в русском проделана фантастическая работа. Переводчику нужно ставить памятник при жизни.
2. "Я люблю тебя, Филлип Моррис" (2009)
Гомосексуалист Стив – большой аферист. И каждый раз, ради нового любовника, он ввязывается в безумные авантюры, лишь бы осыпать "фаворита" деньгами. Наконец, на его пути попадается Филлип Моррис – красавец-блондин, ради которого Стив готов пожертвовать даже жизнью.
Я, признаться, не слишком люблю фильмы о гомосексуалистах. Потому как чаще всего их пишут/снимают тоже гомосексуалисты. И о чем бы они не снимали, все оказывается, что натуралы – это какие-то ущербные ребята. А настоящая любовь – вот она.
"Филлип Моррис", пожалуй, первый фильм такой категории, где со всеми зрителями говорят на равных. Страстная любовь двух парней подана с огромной иронией и симпатией. А шутки будут понятны всем, а не только ЛГБТ-сообществу. Фантастический Джим Кэрри в роли неисправимого жулика, несколько раз бежавшего из тюрьмы, прилагается. Их дуэт с Эваном МакГрегором искрится во все стороны. Особенно когда Кэрри кричит ему: "Осторожно! Зубы! Зубы!"
Ясно дело, слишком консервативным зрителям лучше это не смотреть.
3. "Убийство смертью" (или "Ужин с убийством") (1976)
Я люблю абсурдный юмор и пародии. Если это хорошо сделано, разумеется. Эта комедия очень хорошая. Макабрическая, проходящаяся по всем детективным банальностям. В ролях – звезды той эпохи. От легендарного Питера Фалька и Мэгги Смит, до Питера Селлерса и Трумана Капоте.
Группа детективов – узнаются пародии на Пинкертона, Чарли Чена, Пуаро – приезжают в таинственный дом, чтоб распутать убийство, которое, по словам хозяина, совершится в полночь. Дальше пересказывать сюжет невозможно. Там уже идет сплошной поток гэгов без всякой логики и издевательскими репликами вроде: "Вы, детективы, мучаете нас неожиданными концовками. Вводите персонажей, которых до этого не было". Любителям детективов смотреть в первую очередь.
Некоторые шутки сильно устарели, не без этого. 40 лет – это солидный возраст для кино. Но это прекрасная разговорная комедия для воскресного вечера. Тем более автор сценария – Нил Саймон, автор "Странной парочки".
4. "Боуфингер" (или "Клевый парень") (1999)
Стив Мартин почему-то не считается комедиантом с большой буквы. На мой взгляд он великолепен. И этот чрезвычайно энергичный фильм тому подтверждение.
Бобби Боуфингер – самый отъявленный прохвост Голливуда. У него ни на что нет денег, он постоянно в долгах, и все пытается выбиться на вершины голливудского Олимпа. Его окружают такие же неудачники, готовые на все.
И тут Бобби приходит гениальная идея – снять фильм со звездой боевиков Китом Рэмси (Эдди Мерфи) так, чтобы он не узнал, что снимается в фильме. А сюжет о пришельцах из космоса. Как это сделать? Боуфингер будет моделировать сцены из фильма в реальной жизни, до смерти пугая кинозвезду, ко всему еще страдающую паранойей.
Роскошный, головокружительный, уморительный фильм, насквозь пропитанный саркастическим юмором. Его режиссер – Фрэнк Оз – вообще один из лучших в мире комедиографов. Сразу вспоминаются цитаты: "А ты знал, что Том Круз выяснил только 2 года спустя, что он снимался в том фильме про вампиров?". И лучшая:
– Бобби мы не снимем этот фильм за 2,184$. Фильмы стоят миллионы.
– Да это фигня, это после валового чистого вычета в процентах по отсрочке! А на самом деле любой фильм стоит 2,184$.
5. "Мужики, которые пялятся на коз" ("Безумный спецназ") (2009)
Когда я впервые посмотрел фильм в кинотеатре, в зале стояла мертвая тишина, которую прерывали отдельные взрывы хохота. Чтобы вы понимали, хохот был моим.
Комедия странная и весьма непривычная. Она как будто состоит из "кругов юмора" (по аналогии с кругами ада, да). На каждый уровень ты спускаешься постепенно. Сначала все кажется вполне обычным, но с каждым шагом авторы как бы выстраивают "пирамиду абсурда". С каждой последующей шуткой нас погружают в мир юмористического безумия все больше и больше.
Линн Кэссиди (Джордж Клуни) – необычный солдат армии США. Он состоит в спецподразделении воинов-парапсихологов и экстрасенсов, которые должны нести мир и любовь во время холодной войны с СССР. Но однажды Линн совершает немыслимое для настоящего хиппи – он силой взгляда убивает козу.
Вот цитата для дальнейшего погружения в фильм:
Генерал Браун: То есть русские начали проводить пси-исследования, думая, что мы начали проводить пси-исследования, а на самом деле мы не начали?
Генерал Хопгуд: Да, сэр. Но теперь, раз они проводят пси-исследования, то и нам придется проводить пси-исследования. Нельзя отдавать русским сферу паранормального.
Это невероятно смешно. А еще оригинально и совершенно ни на что не похоже.
6. "Мертвые пледов не носят" (1982)
Лучшая комедия в обойме Стива Мартина. Я с трудом могу поверить, что ее вообще когда-то сняли. Просто не представляю эти переговоры с продюсером, которого смогли убедить, что ЭТО нужно сделать.
Где-то 40-е годы. К частному детективу Ригби Риардону – цинику и бабнику (как полагается) – обращается Джульетта Форест. Ее отец, известный сыровар, погиб в автокатастрофе. Девушка не верит в случайную аварию и просит сыщика расследовать дело. Риардон выходит на тайную нацистскую организацию, которая хочет расплавить США супер-вонючим сыром.
Это одновременно и пародия на нуаровые детективы 40-х годов, и абсурдная комедия. Дело в том, что создатели пошли на совершенно оригинальный ход. Они снимали фильм камерами и линзами 40-х, чтобы он выглядел аутентичнее. Художник по костюмам и композитор – тоже из 40-х. А еще авторы "врезали" в новый фильм куски из старых классических нуаров. Да так, что подмену невозможно заметить. А диалоги стали звучать совершенно бредово.
Вот к Мартину подходит Ингрид Бергман. Произносит патетический монолог о любви из разряда: "Почему мы не можем быть вместе?". А Мартин ей отвечает: "Красавица! Одень свое черное платье, а я пока побрею язык".
Эта комедия – безусловный шедевр, увидеть который необходимо. Хотя бы ради "фирменного кофе" Ригби Риардона.
7. "Мои голубые небеса" (1990)
Этот фильм мог быть создан только на рубеже 1980-х и 1990-х. Когда задор и вера в будущее, по-моему, не знали границ. Фильм просто лучится солнцем и оптимизмом.
Мафиози Винни Антонелли решают спрятать по программе защиты свидетелей и привозят в крохотный добропорядочный городок. Его охраняет зануда-агент ФБР Барни. Он пытается сделать так, чтоб Винни не "светился". Но Винни – авантюрист и жизнелюб – все время вляпывается в истории, норовит что-то украсть и взбаламутить общественный порядок в городке, где самое страшное преступление – это превышение скорости. Винни заодно научит зануду-агента по-настоящему радоваться каждому дню и не "засушивать" себя самого.
Это лучшая комедия, пожалуй, для того, чтобы у вас осталось прекрасное и доброе послевкусье. Она настолько бесхитростно жизнелюбивая, что этим настроением невозможно не заразиться. Если когда-нибудь вам понадобиться вспомнить, что жизнь – прекрасна, просто посмотрите "Мои голубые небеса". Одна из лучших комедий того периода. С самым эффектным поцелуем в истории кино (с открытым ртом в прыжке) от Стива Мартина и Мелани Мейрон. Хорошее настроение вам обеспечено.
8. "Чмок, чмок, бах, бах" ("Поцелуй навылет") (2005)
В отличие от предыдущего пункта, здесь начинается область для любителей черного юмора.
Гарри Локхарт – вор, тупица и неудачник, убегая от полиции, попадает на кинопробы. В ужасе, он играет так хорошо, что его отправляют в Лос-Анжелес сниматься в фильме. Но сыграть в кино ему не удастся. Его ждут головокружительные приключения с частным детективом-геем Пэрри, с подброшенными трупами и сюжетом с неимоверным количеством твистов.
Конечно, это и пародия тоже. Мне всегда нравилось в фильме то, как гармонично он сочетает в себе сразу три жанра, до конца не скатываясь ни в один: пародия, черная комедия, абсурдная комедия.
По-моему, лучшая роль еще не ставшего таким популярным Роберта Дауни-младшего. Он играет полного идиота с совершенно стерильным взглядом. И, конечно, нельзя обойтись без абсурдистских диалогов:
Гарри: Была у меня такая девчонка. С которой хотелось сбежать. У тебя такое было?
Пэрри: Да, Бобби Миллз.
Гарри: У меня есть в кармане пять баксов, которые кричат о том, что ты еще можешь его заполучить.
Пэрри: Правда? А у меня десятка, которая передает тебе привет. И два четвертака, поющие "Лунный свет в Вермонте".
Гарри: Что?
Пэрри: Говорящая капуста. И говорящий заяц. Прилетел из будущего. Говорит только одно слово "фикус".
Даже не спрашивайте о чем этот диалог. Смотрите.
9. "Такер и Дэйл против Зла" ("Убойные каникулы") (2010)
Группа студентов из города уезжает на выходные в домик на озере. Они прихватили с собой травки и выпивки, и хотят оттянуться, но… по пути им встречаются жутковатого вида деревенщины, Такер и Дэйл, которые оказываются… милейшими существами, любителями рыбалки и пива. Правда студенты об этом не знают.
С этим фильмом тоже нужно быть осторожнее. Он чрезмерно "черен", количество жестоких смертей там over the top.
Но очень хорошо в нем то, как остроумно и с какой иронией обыграны клишированные методы слэшеров. Это такие пародии (как "Мертвые пледов не носят", кстати), которые так хороши, что они мало того, что абсолютно все рассказывают о жанре, который пародируют, так еще и умудряются деконструировать жанр, отдалиться от него и создать свою систему ценностей и взглядов. Это говорит о высоком профессионализме и таланте режиссеров/сценаристов. И, конечно, это очень смешно.
Такер: Блин! Студентики приехали сюда и самоубиваются на открытом воздухе!
Дэйл: Надеюсь, они не тронут моего пса!
10. "Славные парни" (2016)
Этот фильм снял Шейн Блэк, как и упомянутый выше "Поцелуй навылет".
Двое – частный детектив Марч и вышибала Хили – начинают расследовать гибель порнозвезды. В общем, всё. Ясно, что они его раскроют, и попутно попадут в разные смешные ситуации, перебросившись кучей острот.
Скажу честно, этот фильм в список попал скорее "по блату". Шейн Блэк мне кажется очень талантливым комедиографом, но не могу сказать, что эта картина – 100% удача. Картина очень и очень неплохая, но я знаю, что Блэк способен на большее.
Это отнюдь не значит, что от картины вы не получите удовольствие. Здесь много остроумных шуток и не так много черного юмора. Много погонь, драк, атмосфера конца 1970-х, хорошая музыка. Но, повторюсь, могло быть и лучше. Я думаю, выйди этот фильм лет на 10 раньше, он стал бы настоящей бомбой.
Хили: Она что, настолько плохо видит?
Марч: Ты не представляешь. Можно нацепить усы на фольксваген Жук, и она скажет: "О-о, смотрите как Омар Шариф быстро бегает!"
Читайте также: Стать сильным! 11 впечатляющих фильмов за 11 лет