Первым мне попался отзыв Владимира Войтенко: "Цей питомо український проект, до якого не залучено сторонніх облич, доводить, що в нас є талановиті, надзвичайно цікаві, харизматичні актори. Це дуже приємне відкриття".

Хотелось бы узнать, кого, кроме Станислава Боклана, уважаемый Владимир Войтенко имеет ввиду под такими чудесными эпитетами.

Ему вторит писатель и сценарист Андрей Кокотюха: "Знімалися б частіше – був би досвід", но актеров так же защищает.

Ну и самый эффектный пост от Ларисы Ницой: "Звісно, є недоліки. То замість того, щоб заспокоїти творців, підтримати, похвалити, заохотити знімати далі, ще краще, ми розмазуємо їх, наче змагаємося, хто розмаже краще. У мене є пропозиція: давайте вже із собою щось робити. Давайте вчитися радіти маленьким перемогам, а не шпиняти, чому вона маленька".

Вот с последнего я, пожалуй, и начну свою речь. Жаль, что заочно, но тем не менее.

Уважаемая Лариса Николаевна! Нет, никого не надо успокаивать, поддерживать и гладить по голове. И боже упаси хвалить этих людей. Снимать дальше они будут и без нашей поддержки. Потому как создание телевизионной продукции в нашей стране, как и много другое, приносит создателям деньги еще на этапе съемок. Поверьте, это никакая не победа. Это плохо, как всегда. Быть строгими и критичными к "своим" мы никак не научимся. Мы отчаянно боремся с советскими привычками, но никак не переступим через типично восточную традицию стоять горой за своих, даже если они испортили все, что могли.

А теперь пора перейти к самому опусу. Очень постараюсь не упоминать игру "цікавих, харизматичних акторів", но как минимум хочу отметить актрису, исполнявшую роль Олены-наркоманки – Наталья Денисенко. Эта роль вышла особенно харизматичной. Появилось ощущения, что прекрасная актриса вживалась в роль до самого оголенного нерва. Надеюсь, после такого погружения, ее смогли вернуть в адекватное состояние.


Так снимали "Столетие Якова" / Фото Волинь Таблоїд

Итак, "Столетие Якова". Яков Мех в исполнении Станислава Боклана – человек, переживший все возможные трагедии ХХ века. Ему скоро стукнет сто лет, но выглядит почему-то на 73. Он приютил у себя наркоманку Олену. Зачем? Ну, видимо, чтоб было кому рассказать историю своей жизни. И он рассказывает ей все.

А его жизнь, надо сказать, явно носит оттенки заданности. Знаете, бывает такое ощущение, что персонаж не ведет себя здраво и рассудительно, а как будто специально старается быть глупым и опрометчивым. При том, что вам могут с первого кадра доказывать его рассудительность.

Так вот. В картонном домике с дубасящим в окна фальшивым светом, молодые харизматичные актеры отыгрывают до боли знакомые сюжеты. Влюбленный Яков, его возлюбленная Ульяна, которую выдают за богатого. Но она успевает забеременеть от Якова. Ее богатый супруг Тымиш ей это прощает, Яков хватается за ружье "мечта кулака" и угрожает Тымишу. Льются слезы, персонажи кричат, у всех разбитые судьбы... Потом появляется богатая панянка Зося. Она влюбляется в Якова, и выходит за него, но она носит в себе дитя своего бывшего мужа. Бывший муж встречается с Яковом в немецком плену и отдает ему волшебный амулет, способный отводить пулю и противопехотную мину. Герой попадает в тиски НКВД…

Как уже было сказано выше, мало того, что сюжеты прописаны один другого трагичнее. Каждый шаг персонажей ведет к тому, что им станет еще хуже, и они сами на этот шаг пойдут. И злой рок тоже не дремлет: если любовь, то она обязательно развалится. Того требует жанр, иначе очень может быть, что контингент зрителей переключит канал, и не успеет заплакать от бесконечных бед.

Где же мы видели все эти сюжеты? Все эти до боли знакомые повороты, от которых плачут все женщины от 57-ми до 89-ти? Ах да, здравствуйте родные латиноамериканские мыльные оперы. Все об этом вспомнили, и это была главная претензия. Почему же все так "мыльно"? Почему деревянные актеры, почему все так дешево выглядит? Мне кажется, что "Кумську Кумпанию" снимали качественнее. А как получилось, что так ужасно выглядит операторская работа? Ведь в Украине (без шуток) одна из лучших операторских школ в Европе. Только год назад Сергей Михальчук получил "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале. Неужели нельзя было хотя бы это наше качество не уронить в грязь?

Это даже не телефильм, это реконструкция для "Битвы экстрасенсов". И за это, как утверждает уважаемая Лариса Ницой, мы их должны благодарить и поддерживать?

Но вернемся к нашему дежавю. Мне кажется, ответ на вопрос "где мы все это видели" еще ближе. Все эти драмы: герои вешаются, плачут, неожиданно беременеют, убивают друг друга за любовь Ульяны, очень много и экспрессивно кричат, нераздельная любовь, мать умирает, убили семью, женщины борются за мужика и прочее.

Это калька со всех российских сериалов. Деревенско-военно-исторических. Вот откуда ноги растут. Вот откуда эта сибирская тоска в каждом. Но и это не все. И кажется мне, я нашел ответ: это похоже на великую киноэпопею "Утомленные солнцем-2".

И ведь правда: дешевые съемки, явный замах на большое высказывание. Михалков создавал великого русского (себя, разумеется), который все пережил. А здесь создают украинца, который все пережил. Намеки на то, что Господь оберегает героя – там и тут. Из всей семьи осталась только дочка. Котов и Мех прошел войну и лагеря. Их давили все, а они выкарабкались. НКВДшники всю семью уничтожили, а они им отомстили. И даже… это очень важно… герои схожим образом выживают на минном поле. В "УС-2" стоял Никита на мине и ушел с нее. Просто так. И жив остался. И дочка камлала "Спасибо, мина". А что зритель? Зритель наивен, дело известное.

И в "Столетии…" нам все это подают с тем же соусом. Как выжил Яков на минном поле? Кулон его жены спас. И не задавайте глупых вопросов.

Я надеюсь и Ларисе Ницой, и всем сторонникам "Столетия Якова" так же нравится и "Утомленные солнцем-2". Обе части.


Кадр из фильма"Столетие Якова" / Фото Волинь Таблоїд

У меня только один вопрос: почему, когда речь идет об украинском кино, его всегда нужно делать не своим, а обязательно "колониальным"? Если вы делаете свое, зачем копировать плохое чужое? Докажите, что вы не такие. Прекратите экономить бюджеты, писать сценарии левой пяткой. Нет актеров? Негде опыта набираться? А институт Карпенко-Карого разве не выпускает актеров из года в год? И что? И где? Видимо, много "харизматичных".

Скучный главный герой – это еще одно доказательство того, что наше кинопроизводство глубоко "колониальное". Это типично советский стиль: главный герой должен быть передовиком, стахановцем, ужасно скромным, морально незапятнанным. Друзья мои, это глубокие 1950-е. Еще раз… СОВЕТСКОГО кино. Так кто там отстаивает украинскую самобытность?

Советскими остаются злодеи. Если персонаж злодей – то он плоский, как доска. Видимо, кажется, что такие должны внушать еще больше страха. На самом деле они выглядят примитивно и глупо. Ведь пугающий злодей – умный злодей. Как Владимир Кенигсон в роли генерала Кребса в "Падении Берлина". А если вам не нравится советский пример, возьмите западные аналоги: создайте оскорбленного и озлобленного труса Робеспьера в гениальном исполнении Войцеха Пшоняка из "Дантона" Вайды. Медсестру Ретчед. Безжалостного Алекса из "Заводного апельсина", фаната Бетховена и садизма. Обезумевшего от алчности Агирре у Херцога.

Касательно НКВД-шников. Вопрос в зал: скажите, а среди них были украинцы? Не в качестве стукачей/предателей/коллаборационистов. А именно в самой структуре? Скажите, а почему, когда на экране немцы, то всегда позади играют немецкие марши? Без звучащих маршей СС-овцы становятся добрее?

После всех трагедий, которые Якову выпали, он, уже столетним, пытаясь спасти незнакомую девочку-наркоманку, убивает ее какого-то "хозяина". Я понимаю, что хозяин "плохой". Но убивать незнакомого?

Это не цельный сюжет. Это такая жалкая пародия на поэтическое кино, с добром и злом, с действиями, которым нет объяснений. Ясно, что проблемы девочки-наркоманки и то, что Яков ее спасает – это символы того, как старое поколение защищает молодое. Поэтично, красиво, трогательно. Но это ложь. В старом поколении ничуть не меньше грехов, и не надо молодым приписывать повальную наркоманию и проституцию. Чай не 1990-е. А если бы старики и правда хотели бы помочь, так лучше прекратили бы голосовать за Юлия Владимировну.

Запомните вот что: те люди, которые с апломбом снимают патриотическое кино, избегая адекватного и рационального отношения к материалу, завтра, при смене политического ветра, будут снимать кино про храбрых красноармейцев. Это железный закон. Как-то так всегда получается. Ирина Дмитриевна Фарион, бывший член КПСС, тому свидетель.

Ну и напоследок. Уважаемые украинские кинематографисты. Чтоб сделать шаг вперед, придется не экономить на актерах и операторах. И не включать пилу каждый раз, когда такая возможность брезжит на горизонте. Прекратите создавать добропорядочных советских персонажей, которые страдают, но хотят жить. Зачем? Это ложь, такие люди жить не хотят. Жажда жизни – не самое добродушное чувство. Жаждущий жить будет зубами хвататься за возможность спастись, будет злым как черт, и еще и посмеиваться над дураками, которых он объегорил.

Снимите историю Нестора Махно. Вот уж настоящий украинец. Анархист, лихой, завзятый, храбрый, хитрый, честный, изобретательный. Чем не сюжет для прекрасного национального продукта?

Создайте настоящий образ украинца: веселого жизнелюба, который всегда найдет выход. Пример наших предков, которые сумели выкрутиться и выжить после всего того, что с ними сделали. Тех, кто не сдался и не умер. И все равно не стали такими тоскливыми, как герои этого российского мыла по недоразумению снятого на украинском языке.

Вывод будет один: искусственный глупо-положительный Яков Мех – не жилец. Выжить в этом кошмаре можно было только с улыбкой на устах.

Читайте также: Два украинских фильма могут получить "Оскар"