История праздника Суккот

Праздновать Суккот иудеи начали еще 22 сентября с заходом солнца – именно тогда земледельцы заканчивали сбор урожая и могли отдохнуть до первых дождей.

Установлен этот праздник был, чтобы будущие поколения помнили о сорокалетних странствиях еврейского народа по Синайской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Во время этой длительной дороги израильтяне жили в "сукках", что переводится с иврита как "кусты" или "шалаш": их можно было быстро разобрать и перенести на новое место. Со временем слово "сукка" получило символическое значение отказа от опасной иллюзии, что надежным дом делает крыша – безопасность и надежность существования, по убеждению иудеев, зависит совсем от других причин. Также этот праздник напоминает, что представители еврейского народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.

Что можно и нельзя делать во время Суккота

Заметим, что первый, второй и восьмой дни Суккота являются праздничными. В это время запрещается любая работа, кроме приготовления пищи. Остальные же дни считают "праздничными буднями", в течение которых работать можно, правда, если это необходимо для самого праздника или же если из-за отказа от работы человек терпит большие убытки.

Впрочем, и в такие "будни" следует одеваться по-праздничному, устраивать торжественные трапезы и заботиться о том, чтобы все члены семьи чувствовали себя счастливыми и от души веселились. В то же время в первый и последний дни Суккота запрещается угощать бедных студентов, изучающих Тору. Также нельзя сквернословить, ссориться и желать зла другим.

Кроме того, на Суккот принято перебираться из своих домов в вышеупомянутые "сукки". В них нельзя мусорить и необходимо соблюдать порядок. Сооружение должно быть построено так, чтобы было видно звездное небо. А дерево, из которого его делают, принято хранить из года в год.

Существует и обычай украшать этот шалаш. Для этого используют плоды, цветы, красивые картинки с написанными на них цитатами из Торы, завесы, а также специально изготовленные для этого циновки, которыми нельзя будет воспользоваться ни для каких других целей.

В течение семи праздничных дней устраивают веселые застолья именно в сукках (принимать еду вне шалаша в эти дни нельзя), встречают гостей, танцуют и ночуют. Традиционно считается, что каждый вечер шалаш по очереди посещают "высокие гости" – души семи выдающихся героев еврейской истории: Авраама, Ицхака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Кроме того, принято приглашать к себе в шалаш и других гостей, прежде всего, бедняков и тех, кто не имеет возможности построить собственную сукку.

К слову, женщины освобождают от обязанности жить в сукках, как и мужчины, здоровью которых жизнь практически под открытым небом может навредить. Помешать пребыванию здесь может и непогода, например, сильный дождь, когда струи воды заливают кровать или попадают в еду на столе.

Отметим и то, что сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семьи только обедают в сукках, лишь некоторые остаются там на ночь.

Вознесение лулава

В Суккот исполняют особый ритуал – "вознесение лулава". Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждое из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, – это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, – это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт – растение несъедобное, но приятно пахнущее – это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, – это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.

Согласно другому толкованию, каждое из растений – определенная часть человеческого тела. Этрог – это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист – позвоночник, мирт с его овальными листочками – глаза, а ива – уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

Заповедь "четырех растений" выполняется еще до утренней молитвы (до исполнения заповеди запрещено есть). Стоя, в правую руку берут связанные лулав, адас и араву, а в левую – этрог и произносят специальные благословения. Потом этрог присоединяют к ветвям и делают движения всей связкой в шести направлениях: на восток, на юг, на запад и на север, а затем вверх и вниз. В первые два дня заповедь выполняется только со своими личными "четырьмя растениями", а в последующие дни можно воспользоваться чужими, но ни в коем случае нельзя забирать растения с того места, где их оставил владелец.

Трапеза

Накануне Суккота с заходом солнца хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив). Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, иудеи делают Кидуш – освящение дня – над бокалом вина. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь – находиться в сукках.

Как и некоторые другие еврейские праздники, Суккот не проходит без роскошной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения хлеба, но перед этим проводят обряд под названием нетилат ядаим – омовение рук.

Главными блюдами, из которых непременно начинают вкушение всего многообразия блюд, считаются хала, вино и мед. Многие макают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед. Плетеная хала с медом символизируют достаток, благополучие и сладкую жизнь в предстоящем году. Заканчивают трапезу выражением благодарности Всевышнему: за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что евреи имеют в жизни.

Добавим, что Суккот – праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

Хоша-на-Рабба

Последний день праздника Суккот называется Хоша-на-Рабба. В ночь этого дня принято учиться, а в перерывах между чтением Торы всем присутствующим в синагогах по традиции раздают сладкие яблоки, которые перед едой окунают в мед. Считается, что в этот день Небесный Суд окончательно утверждает приговор каждому человеку, предоставляя ему еще одну, последнюю возможность покаяться.

В Хоша-на-Рабба выполняется обычай, введенный еще пророками, – землю секут ивовыми ветвями. В синагогах в этот день "биму" (возвышение в центре синагоги со столом для публичного чтения Торы) с молитвами обходят семь раз, а затем берут в руки пучок из пяти ивовых веточек и, произнеся специальную молитву, бьют ими о землю.