Словом, современное поколение имеет не только уникальные технические возможности, но и живой интерес как их использовать для сохранения народных традиций и ценностей.

Наиболее ярко погружаться в свои истоки и обряды принято в период народных праздников. Ближайший – Пасха – второй по популярности среди украинцев, который очень широко раскрывает древние традиции не только торжеств, но и поздравлений. Одна из массовых форм поздравления на праздник – открытка, прошла значительный путь своей трансформации, соединив в себе как дохристианские традиции, так и православные образы.

Сегодня самый популярный формат поздравлений – отправка открыток через социальные сети и мессенджеры. А ведь совсем недавно почтальоны буквально сбивались с ног, чтобы вовремя доставить заветное приветствие. Открытки обычно отправлялись без конвертов и были настоящими шедеврами этнических мотивов, даже исследовались впоследствии украинскими этнографами. Хранили их на протяжении десятков лет.

В военное время 20 века эта традиция была утрачена, а то и больше – запрещена, и обычай дарить открытки вернулся лишь в конце 80-х годов. Сегодня мы наблюдаем настоящий расцвет национальной идентичности даже в таких мелких проявлениях: украинцы стали с новой силой возвращаться к истокам национальной культуры, искусства, обрядов и обычаев, усиливая ценность семейных традиций и поддерживая связь поколений.

Именно тематика ценностей Пасхи и семейных традиций и нашла отражение в современной коллекции открыток, которая "родилась" в сотрудничестве украинских художниц-иллюстраторов и бренда "Верес". Социальный арт-проект реализовывался по инициативе бренда. Его главной целью было создание открыток, отражающих традиции и обычаи украинского народа на современный лад. А как известно, именно из традиционных народных рецептов консервирования и начинается история народного бренда "Верес".


Кстати, возвращение к национальной идентичности и культурным истокам – глобальный тренд, который достиг пика в течение последнего года. Опросы показывают, что все больше потребителей выбирают местных производителей, считая их народными и аутентичными.

Коллекция насчитывает 14 авторских открыток, над которыми работали три национальных художницы-иллюстратора в течение почти двух месяцев. Каждая творила в своем стиле: начиная от наивного искусства Марии Примаченко и этнических косовских и ткацких мотивов, и заканчивая анимационными героями, одетыми в украинскую вышиванку.

"Каждый найдет свой сюжет и свою историю в той или иной открытке. Для нас было важно показать единство поколений и их историческую взаимосвязь. И конечно, хотелось внести свой вклад и предложить искусную альтернативу открыткам, массово рассылаемых для поздравлений", – говорит команда бренда "Верес".

Сердцем коллекции стали работы в стиле рисованной косовской керамики от Инны Рудой. По традиции на этой керамике изображают растительный и животный мир, историю местности, местные обряды, обычаи, быт. Выполняется стиль косовской керамики только в трех цветах: зеленый, желтый, коричнево-красный. Соответственно и на открытках – история и сюжеты из украинской Пасхи гармонично отражены в цветовой гамме стиля. Также в числе работ Инны вы найдете открытки по мотивам дерева жизни. Этот символ – очень древний, его отождествляют и с порядком во Вселенной, и с глубинной связью поколений каждой семьи. Важно, что и теперь, в современности, его обожают мастера, поэтому используют этот мотив в оформлении рушников, одежды, ковров, на писанках, изделиях из дерева, стекла или керамики.

"Мы показываем культурное наследие украинцев с многовековой историей, но в формате современных интернет-открыток. Косовская керамика или дерево жизни – это символы, близкие каждому. Следует упомянуть, что открытки не содержат логотипов, брендовых цветов или других корпоративных элементов. Это был по-настоящему творческий проект",
– отметила иллюстратор Инна Руда.

Своим стилем выделяются работы Натальи Гайды, которые будут близки и взрослым, и детям – легкие, весенние и красочные. На открытках изображены сказочные герои, которые так или иначе присутствовали в народных повествованиях каждого из поколений.


Серия открыток от Кати Яцушек – по мотивам наивного искусства, в котором творила народная художница Мария Примаченко – отражает семейные традиции празднования Пасхи. Ведь именно семья является тем центром, где хранят и передают обряды и обычаи, формирующие нашу национальную культуру.

"Мы хотели показать, что традиционное и современное прекрасно сосуществуют как в этих открытках, так и в нашем бренде в целом. "Верес" готов развиваться и трансформироваться согласно запросам потребителей и соответствовать современному стилю жизни. И сегодня наша миссия – сделать жизнь потребителей проще, помочь там, где мы можем быть полезными – на кухне. А с таким проектом и в период поздравлений",
– подчеркнул Иван Филиппов, директор по маркетингу и инновациям бренда "Верес".

Отметим, что в прошлом году бренд активизировал свою коммуникацию после длительного перерыва и вышел в информационное пространство с обновленным слоганом "Вкусно как угодно". В своеобразном манифесте "Верес", как традиционный бренд консервации, раскрывает идею хранения народных рецептов и способность бренда к динамичному развитию в соответствии с запросами его потребителей. В 2021 году бренд продолжает следовать обновленной коммуникационной стратегии, подтверждая слоган, а команда анонсирует новые интересные и очень "нетипичные" для бренда проекты.

Друзья, верим, что вы найдете свою любимую открытку среди этих удивительных иллюстраций и поздравите ими своих родных и близких. Веселых праздников вам и вашим семьям!