Интернет уже давно стал частью нашей жизни. Для того, чтобы получить доступ к миллиардам веб-сайтов нужно использовать специальную программу – браузер, или обозреватель. Она считывает код страниц и адаптирует его в привычный для нас вид. Современные обозреватели способны не только трансформировать машинный код, но и могут работать с мультимедийным контентом – проигрывать аудио, воспроизводить видеоролики и показывать анимационные блоки.
Онлайн-журнал Tokar.ua провел исследование на предмет того, какими браузерами пользуются украинцы. Базой для анализа стали данные из известного аналитического ресурса StatCounter. Он известен тем, что собирает и структурирует информацию, полученную из глобальной сети.
Анализ популярности браузеров среди украинцев
Лидером рейтинга является Google Chrome – продукт одноименного интернет-гиганта, им пользуется более чем половина наших соотечественников. Поддержка и маркетинг со стороны Google делают свое дело. Да и следует признать, что программа на самом деле оказалась сбалансированной, без явных слабых мест.
За второе место ведется ожесточенная борьба между Opera и Mozilla Firefox, каждый из конкурентов в среднем имеет более 10 процентов сторонников. Четвертое место – за яблочным браузером Safari, на пятом – российский обозреватель Yandex Browser. Последние две программы в пятерке имеют примерно по 5 процентов поклонников.
Интересно, что за год более чем вдвое сократилась аудитория Internet Explorer. Этот "динозавр" уже давно устарел, он не может похвастаться скоростью и стабильностью в работе, поэтому его падение прогнозируемое. 1,7 процента аудитории – это люди, которые используют старые версии Windows и корпоративные клиенты, которые вынуждены применять Internet Explorer из-за того, что на его базе работает дополнительное программное обеспечение.
Осенью прошлого года можно было увидеть стремительный взлет Opera и Firefox за счет аудитории Chrome. Увеличение поклонников Opera можно объяснить агрессивной маркетинговой политикой его разработчиков, реализацией новых возможностей вроде бесплатного VPN-туннеля и просмотра видео в отдельном окне, а также работой над улучшением скорости работы.
Firefox в это время вообще не выпускал никаких обновлений, поэтому его временное повышение рейтинга выглядит немного странным. Предположим, что пользователи "купились" на призывы от Opera попробовать новый браузер, но не всегда делали выбор в сторону продукта от норвежской команды с китайскими инвестициями.
Проведем более глубокий анализ, разделив в рейтинге отдельно десктопные платформы (обычные ПК) и смартфоны и планшеты.
Chrome чувствует себя хорошо и на этом поле. За ним ожидаемо расположились Firefox и Opera, при этом последний имеет чуть большие показатели популярности. Четвертое место с долей примерно в 5 процентов занимает Yandex Browser, за ним расположился Internet Explorer.
Более показательной является статистика среди пользователей мобильных платформ.
Chrome прогнозируемо в лидерах, а вот на втором месте неожиданно расположился Safari с долей более 20 процентов. Это означает, что среди наших соотечественников каждый пятый активный пользователь мобильного интернета применяет для просмотра страниц дорогостоящий гаджет от Apple. При этом на третьем месте находится стандартный Android-браузер, который устанавливается на устаревшие устройства.
Вот такая показательная статистика – каждый пятый украинец ходит с дорогим iPhone в то время, как каждый десятый соотечественник просматривает страницы со старого смартфона.
На четвертом месте расположилась Opera, которая теряет популярность среди мобильных пользователей потому, что с появлением 3G-интернета отпадает необходимость в применении Opera Mini – программы, которая сжимала трафик.
За пятое место идет борьба между азиатским UC Browser и стандартным браузером, установленным на устройствах Samsung.
Мировая статистика
Глобальный рейтинг немного отличается от украинского. Позиция лидера неизменна – Chrome использует каждый второй житель Земли. На втором месте Safari, третья строчка – за UC Browser. Успех последнего связан с высокой распространенностью программы на мобильных устройствах, особенно в азиатском регионе.
Четвертое место занимает Firefox – в отличие от UC Browser, основу популярности обозревателя составляют пользователи стационарных компьютеров. На пятой строчке – Internet Explorer, его доля мировых пользователей вдвое больше украинской. Приятно, что наши соотечественники более прогрессивные.
Заметим, что среди мобильных юзеров в мире почти вдвое меньше пользователей устаревшего Android-браузера. Исходя из этого, можно сделать вывод, что либо наши соотечественники не так часто рассматривают альтернативы в виде того же самого UC Browser, или просто не могут позволить себе приобрести более современный гаджет. Ситуация с Internet Explorer указывает на прогрессивность украинцев, значит, скорее всего, вопрос заключается в финансовой плоскости.
Рейтинг за 8 лет
StatCounter ведет отчет с марта 2009 года. Если посмотреть на глобальный чарт за весь аналитический период, можно увидеть, как нишу, которую должен был Internet Explorer, занял более современный продукт – Google Chrome.
Рост популярности Safari за эти годы произошел почти в 7 раз, сейчас браузер от Apple занимает твердое второе место.
Если раньше Firefox часто выбирали в качестве альтернативного инструмента для Internet Explorer, то сейчас его позиции на рынке не такие привлекательные, он пропустил вперед даже UC Browser и занял четвертое место. Где-то в подвале рейтинга можно найти кривую популярности Nokia – недаром крупные игроки уже не рассматривают эту некогда известную компанию в качестве серьезного конкурента.
Сейчас Chrome является локомотивом среди всех обозревателей, конкуренцию ему составляет лишь Safari, однако из-за высокой стоимости фирменных устройств вряд ли в ближайшее время мы увидим существенные корректировки графиков. Возможно, ситуация бы изменилась, если бы в Apple решили создать отдельную версию браузера для Android и продолжили развивать программу для Windows, которая не обновлялась с 2012 года.