Что интересно, этот обычай массово распространился лишь чуть более века назад. К этому времени наши предки имели совсем другой, глубоко символический атрибут праздника. Об этом подробнее – пишет 24 Канал со ссылкой на сайт "Этнография".

Не пропустите Сценарий вертепа на 15 ролей: полный текст с колядками, шутками и поздравлениями

Что раньше ставили вместо елки на новогодние праздники?

Дидух – праздничный сноп из овса, ржи или пшеницы, который хозяин вносил в дом с наступлением первой звезды в Святвечер. Он символизировал дух предков, благополучие и будущий урожай. Обычно этот сноп ставили на самое почетное место в доме – в углу под иконами.

В отличие от елки, которую ценили за зеленую хвою, Дидух был олицетворением связи поколений и благодарности за хлеб на столе.

Кстати, в древности сноп украшал дом до Крещения, 6 января. Уже после праздников дидух обмолачивали, его зерно бережно хранили для весеннего сева, а солому сжигали, символически завершая цикл новогодне-рождественских дат.

ДидухДидух / Фото Skrynya.ua

Какие еще праздничные украшения делали наши предки на Рождество?

  • Незадолго до Святвечера наши предки делали соломенного "паука" – легкую геометрическую конструкцию. Обычно это украшение подвешивали на конском волосе или тонкой нити к центральной балке потолка, ближе к покутью или над праздничным столом. Малейшее движение воздуха заставляло конструкцию вращаться вокруг своей оси, как отмечается в онлайн-выставке "Украинское Рождество" Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара".
  • Также неотъемлемым атрибутом Рождества был живой огонь. На праздник свечи зажигали в специальном деревянном или керамическом трехсвечнике, который еще называли "троица". Эти свечи делали из натурального пчелиного воска за два-три дня до праздника, вкладывая в них особый смысл.
  • Ближе к концу XIX века украинские дома начали украшать вытынанками. Это ажурные изображения, вырезанные из бумаги, которые стали доступным и изысканным декором.