Художественный фильм "Живая" в ноябре 2016-го вышел в кинопрокат, а на днях состоялась его телепремьера. Автор ленты, львовский режиссер и клипмейкер Тарас Химич, уже работает над новой лентой – историческим экшном "Король Данило". Прежде чем взяться за игровое кино, Химич снял несколько полнометражных исторических докуменалок: "Серебряная земля. Хроника Карпатской Украины 1919 – 1939", "Золотой сентябрь. Хроника Галичины 1939 - 1941" и другие. Свой путь к художественному кино режиссер называет эволюцией:

Я мечтал заниматься художественным кино еще в 1994 году, когда впервые взял в руки камеру. Но знал, что пройдет не один десяток лет, пока я к этому дойду. В прошлом году моя мечта осуществилась – вышло первое художественное кино "Живая", основанное на реальной истории. Я мог управлять процессом и воплотить все свои эмоции. Художественное кино наконец изменило мой взгляд на жизнь и изменило меня.

Почему, если вы хотели снимать художественное кино, вы столько лет снимали документальное?

В двадцать пять лет классный художественный фильм снять трудно. Документальное кино – это опыт, и чем больше этого опыта набираешься, то реальнее взяться за игрового кино. Особенно когда имеете дело с устной историей: это сотни ситуаций, множество сценариев, привязанных к жизни. Это невероятный народный университет. Эти человеческие истории дали мне базу, на которой я смог создавать своих героев, помогли мне сформироваться как режиссеру, и я пришел к художественному кино уже с пониманием, каким оно должно быть. Так и на западе происходит: многие документалисты, приобретя определенный опыт, идут в художественное кино.

А наоборот бывает?

Документальное кино может быть художественным, а художественное – иметь элементы документалистики. Сейчас все гибридное.

Как вы это используете на практике?

Съемка обязательно должна быть динамичной. Хотя "Живая" – это драма, она подается динамично, с элементами боевика, живыми съемками с руки. Все для того, чтобы передать настроение. Я не хотел делать классическую драму. В фильме есть еще один элемент документального кино – голос за кадром. А когда в документальной ленте мы снимали бой или бегство, то она приобретала элементов других жанров – боевиков или фантастических фильмов.

Лента "Король Данило", над которой вы сейчас работаете, тоже будет боевиком?

В "Живой" был человек, который рассказывала свою историю: лента основана на эмоциях. В фильме "Король Данило" мы отходим от истории человека и изображаем исторические события. Хотя сценарий полностью вымышленный – мы берем только определенные исторически достоверные моменты.

Это боевик, драма, экшн. В нем будет больше спецэффектов – он рассчитан на широкую аудиторию.

Откуда у вас такая любовь к боевикам?

Такими фильмами можно отвечать на ситуацию в стране. Не показывать фильмы о настоящей войне на Донбассе, а перенести людей в прошлое, чтобы они увидели, что было прежде. Люди хотят чего-то своего, близкого по духу, но я против суперпатриотических пропагандистских фильмов.

Откуда вы знаете, чего хотят люди?

Когда мы снимали "Живую", я боялся, что аудитория его не воспримет или тема будет неинтересной. Но на фильм было много отзывов, которые дали мне понять, в каком направлении двигаться. Я увидел, чего люди от меня ждут, и учту это в "Короле Даниле". Например, зрители хотят скорее чего-то позитивного, чем депрессивного.

Этот запрос совпадает с вашим режиссерским видением?

Я должен чувствовать зрителя. Если я буду делать фильм для себя, то зачем он? Я делаю его для аудитории. Конечно, многие элементы я сам вкладываю в фильм, но должен говорить языком зрителя. Поэтому ищу формат, который подойдет аудитории, но к которому я смогу приложить личных мнений. У боевика ясть некий язык, но им можно рассказать много важных и интересных вещей – это не просто бессодержательная мясорубка.

Почему именно про короля Даниила?

Даниил Галицкий – интересная историческая фигура. В его честь назван Львовский аэропорт, во Львове ему поставили памятник, однако люди мало о нем знают. Поэтому в центре сюжета – король Даниил и его семья. Однако мы будем использовать не только исторические факты: художественное кино позволяет что-то преувеличить, что-то дорисовать. Сейчас мы дорабатываем сценарий и выбираем актеров. Когда сценарий будет готов, нужно будет время, чтобы он выстоялся и был проверен. Поэтому закончить планируем до конца этого года. Если найдем финансирование, то закончим вовремя. Если нет, то уже весной 2018-го.

Вам помогает Госкино?

За двадцать лет наша студия Invert Pictures наработала собственную техническую базу, поэтому в Госкино обращаться не нуждались – "Живую" сняли сами. Нам помогали партнеры. Когда не было средств, останавливались и делали параллельные проекты на заказ – поэтому "Живая" и затянулась на три года. Но в Украине она почти окупилась. 7 апреля она выйдет в прокат в Южной Африке и других странах, идет в западную дистрибьюцией. Если так пойдет дальше, фильм окупится полностью.

А готова ли украинская аудитория воспринимать кино украинского производства?

Качественное кино начало развиваться в Украине после Майдана. До этого доминировали российские фильмы. Зритель хочет видеть свое.

Если украинец сможет увидеть в фильме себя, то не важно, это комедия, или драма, или боевик. Если герой близок зрителям, фильм будет успешным, его будут смотреть. Мы сейчас в начале этого пути, но мы развиваемся и зритель развивается. Конкуренции практически нет. Нам просто нужно немного времени и смелости.

Сколько времени, по вашему мнению, понадобится украинскому кинематографу, чтобы выйти на другой уровень качества?

Думаю, через пять лет все будет по-другому. Над этим должна работать вся страна. Если будет принят закон о квотах русскоязычного телепродукта, появится спрос на актеров, которые говорят на украинском. Это изменит ситуацию на рынке. Нельзя дублировать русскоязычное кино – зритель это замечает, и его это раздражает. Надо изменить сознание и начать делать по-другому. Актеры могут быть и без профильного образования: на Западе часто используют в кино охранников, спортсменов – и они становятся популярными. Потому что им удается воплотить образ, который запомнит аудитория. В Украине можно найти людей, которые подойдут для кино. Задача режиссера – увидеть их.

Автор: Вика Слобода

Фото Ярины Семчишин