Почему не сменил актерский костюм на камуфляж, что передают бойцы с передовой после просмотра "Киборгов", и почему готовы отправлять денги, лишь бы не играл другие роли – об этом и еще кое о чём важном говорили с Вячеславом Довженко, который в фильме сыграл командира-националиста "Серпня".

Почему "Киборги" кажутся не пластмассовыми, а настоящими?

Когда-то сидели в кабинете с Богданом Сильвестровичем Ступкой, зашел к нему человек, говорит: "Вы сегодня играли блестяще". А Ступка отвечает: "Ну, дорогой, ты играешь, а я живу". Доля правды в этом есть. Мы максимально честно делали свою работу, потому что чувствовали страшную ответственность перед ребятами, которые придут смотреть этот фильм. Врать просто не имели права.

Как Вас утвердили на роль "Серпня"?

Как всех утверждают. Были пробы. Оля Княженко выслала текст. Приехал на киностудию Довженко. В небольшой комнатушке с фотоаппаратом Ахтем снимал. Мы пробовали роль "Серпня" сразу. Сцену о Гоголе делали не конфликтной, как в кино, а камерной. Ахтем сказал: "Сделай, как ты себе понимаешь это". Сделал, как дома разобрал. Он подошел, поцеловал меня в лоб. И ровно год назад, на Рождество, сказал, что я утвержден на эту роль.

Какая сцена была самой трудной?

Все нелегкие. Очень много тяжелых физически. Например, сцена, где мне надо было молниеносно вскочить на танк, поднять люк и достать оттуда бойца. Танк высотой метра два. Сам люк весит килограмм 60-70. Его надо было открыть в полном обмундировании. После дубля четырнадцатого я понял, что это самая крутая зарядка за весь день. Боевые сцены – нелегко. Самая тяжелая морально – когда мы ждали "Буратино". Осознавали, как им там было. Когда был диалог с дочкой – отдельная история. Подрастают мои дети сейчас. Я представлял себе, что должен сказать отец, который завтра может не увидеть своих детей.

Много импровизировали на съемочной площадке?

По моей инициативе "Гуцулку Ксению" добавили в сценарий. Огромное спасибо Ахтему за то, что дает возможность актерам сотрудничать. Его работа – не тотальная режиссура, где актер исполняет все, что режиссер себе там понапридумывал. Он тщательно подобрал актеров, чтобы давать свободу. Много шуток принесено было. Куча импровизированного. У нас профессия от этого зависит. Усваиваем текст, чтобы это естественно звучало.

Эпизод про "Золотое кольцо" рожден на съемочной площадке. У меня родственники живут в Ярославле. Они нормальных взглядов на то, что у нас происходит. Но я из поколения, которое знает, что такое "Золотое кольцо".

"Гуцулку Ксению" воспринимали по-разному, исполняя в общежитии со студенческим другом Андреем Шараскиным – прототипом "Серпня" и на съемочной площадке?

На съемках исполнял так, как мы с Андреем пели. Сидели на кухне в общежитии, пили самогон из маленьких рюмочек, общались об искусстве и затягивали "Гуцулку Ксению". Это его любимая песня. Если Андрей – прототип героя, которого я играю, то было святым делом ее добавить. Знаю точно, что он ее пел в Донецком аэропорту. Эта песня нас роднит. Она ни народная, ни современная. Для того времени "Гуцулка Ксеня" очень стильная. Народная песня может бы так и не прозвучала бы, как это западно танго. Персонаж мой с Западной Украины, поэтому с исполнением этой песни попали в десятку.

Фильм ставит больше вопросов, чем ответов. Как нам искать диалог между поколениями и идеологиями?

То, что фильм ставит вопросы – прекрасно. Ибо искусство должно задавать вопросы, а не давать ответы. Существовало такое понятие, как "моралите", которое должно было давать ответы. Это несколько навязчиво звучало. Наша цель – заставить людей думать, чувствовать, что-то менять в жизни. Я не могу дать ответ на вопрос, как искать диалог. Это долгий разговор. Наверное, надо лучше на выборах работать, чтобы действительно выбирать тех, кого стоит. А не за гречку. Мы только знаем, но мало делаем. Надо больше делать, значит. Активнее быть в обществе, потому что нам свойственно жить отстраненно. Живем по принципу: "То, что происходит за пределами моей квартиры, меня не касается". Должны отвечать за двор, в котором мы живем, а не только за квартиру.

Что-то осталось внутри от "Серпня"?

Я не верю в перевоплощение. Роль – это же костюм, который ты надеваешь и снимаешь. Наверное, лет 20 назад я был ближе по идеологическим симпатиями к "Мажору", сейчас – к "Серпню".

Как быстро удается отмежеваться от роли, когда съемка заканчивается?

Каждая роль пропускается через свою психофизику, это однозначно. Роли не является совершенно отделенными от нас. Ты рожаешь определенный образ. Ну, конечно, он несколько иначе выражается в жизни, не так реагирует на кого-то или слушает, делает поступки другие. Но это ты, и твоя психофизика. Твое видение, и твой угол зрения. Отстраняешься со временем.

Знакомо выгорание как актера?

Нет. В актерской профессии другая штука, нельзя влюбляться в себя. Каждая роль должна стать новым плацдармом. Если лень или страх перед движением вперед, если делаешь то, что привык делать, что дается легко – ставь крест и уходи из профессии.

Как считаете, получил бы фильм "Оскар"?

Недавно появилась такая сплетня, якобы, фильм будут подавать на получение премии. На самом деле, "Киборги" – несколько внутренняя история, которая вызывает слезы и эмоции наших людей. Вызовет ли такие эмоции у человека, который вообще не понимает, что у нас происходит? Вряд ли. Но есть общие вещи: любовь к детям, страх перед смертью. То, что объединяет всех. Может ли лента конкурировать? Мне хотелось бы верить, что да. Даже не сомневаюсь, что фильм должно посмотреть международное сообщество. Многие люди не понимают, что у нас происходит в стране. Они живут в своем мире, и то, что долетает по телевидению или радио, их просто не касается. Увидят – возможно, поймут.

В этом году планируется четырехсерийная версия "Киборгов". Известна дата премьеры?

Пока неизвестен окончательный вердикт относительно проката, потому что договариваются, чтобы этот фильм показали за рубежом. Не имеем права выпускать телеверсию, пока не закончим показ фильма. К сожалению, сегодня небольшой процент посещает кинотеатры, больше сидит у телевизора. Сцен и диалогов будет гораздо больше, чем в киноверсии. Думаю, спровоцирует хороший резонанс в обществе. Вообще, мы были удивлены результатом проката фильма, потому что не работали на успешность. Это должно быть честно. И чтобы не было стыдно. Но неожиданностью был этот взрыв в обществе, который сделали "Киборги".

Почему Вы здесь?

В смысле?

В Украине, в актерстве, в этом зале?

Согласен со словами, которые звучали в фильме: надо защищать настоящее, расплачиваться за прошлое и нести ответственность за будущее. Пережили 4 бурных года, должны пережить и то, что происходит сейчас. Не мы эту войну начали, но мы закончим. Вот растет поколение, перед которым мы несем прямую ответственность. Не могу сказать: "Сынок, нам лучше во Франции жить, потому что здесь полный бред". Если начали, то надо строить.

Когда началась война, хотелось сменить сценический костюм на камуфляж и пойти воевать?

Андрюха Шараскин пошел. У меня двое детей было в то время, младшей – 4 года. У Андрея легче ситуация, распался брак и он сделал этот шаг. Я остался с детьми. Информационная война не меньше по масштабам, чем настоящая. Мы здесь должны делать украинский продукт и на этом воспитывать наших людей. Приучать их не стесняться своего языка, общаться на нем в быту, возрождать украинское кино, театр, прививать любовь к нашей культуре. Ибо мы, к сожалению, 450 лет были Малороссией и жили в зоне чужой культуры. Все смотрели про недостижимых российских "ментов", и все.

Сейчас надо побольше выпускать своих фильмов, и не только патриотических. "Киборги" – это блестящий фильм в плане темы, то, что сейчас нужно нашим людям. Но можем снимать и о фермерах. Главное, чтобы это был наш продукт о наших людях. Мы всегда снимали исторические фильмы, но мало снимали фильмы о людях, об их будничных заботах, о чем они говорят в магазинах и на рынке. Чтобы достучаться до человека, надо показывать то, что перекликается с его внутренними переживаниями.

Каковы перспективы кинематографа и театра?

Разница между театром и кино очень проста. Театр – это рисунки на песке. Здесь и сейчас. Один зритель приходит, выпивает кружку пива и забывает то, что чувствовал. Кино – рисунки на холсте. Никогда кино не выбросит театр из поля зрения зрителей, и наоборот тоже.

И кино, и театр сейчас переживают определенный ренессанс. Появились новые фигуры, которые делают представления по-другому, используя нестандартный подход. Стас Жарков – блестящий парень, у которого постоянно что-то меняется. Придерживается лозунга: "Театр – не музей". Сценарист Наталья Ворожбит пишет блестящие пьесы. Тома Трунова тоже в сценариях поднимает живые темы, которые затрагивают нас сегодня. Нынешнее состояние культуры – хорошее. Все идет волнами. Был спад, а сейчас подъем. Надо приглашать молодых людей, давать больше возможностей. Поэтому я думаю, что все в театре и кинематографе будет хорошо.

Ахтем Сеитаблаев – режиссер "Киборгов" – недавно с фондом "Вернись живым" осуществлял показы в зоне боевых действий. Вы принимали в том участие?

Приглашали всю съемочную группу. Уехать на две недели актеры не смогли, работа в театр привязала. С удовольствием поеду, если сделают тур, короче по времени.

Недавно говорили с Ахтемом телефоном. Вернулся потрясенным. Передавал привет с фронта. Там этот фильм становится народным. Бойцы смотрят по 4-5 раз. Слышал в трубку, о чем говорят:

– Какой сейчас эпизод?
– Серпень читает стихотворение.
– Пушкина?
– Да, Пушкина.

То есть они изучили сценарий, на цитаты разобрали.

И смешное было. Боец подошел к Ахтему и с болью попросил передать, чтобы я больше нигде не снимался. Потому что услышал о том, что я играл в "Свингерах".

– Спроси у Серпня, какие "Свингеры"?

– Брат, ну он актер, он должен играть разные роли.

– Не имеет права. Он "Серпень" – и все. Скажи, что мы будем всем батальоном высылать деньги, лишь бы не играл.

Общаются со мной, как с побратимом. В шутку назвали меня секс-киборгом после выхода "Свингеров".

Вы были в зоне боевых действий?

На прифронтовой территории был, "на нуле" – нет. Будет возможность – поеду. 24 бригада присылает фото каждое утро, отчитываются. Лично хочется приехать, каждому пожать руку, поблагодарить, поддержать. Чтобы они понимали, что они не оторваны от нас.

Бывало, говорят: "Вот сволочь ты, теперь хочется после тебя украинский язык учить". Если человек выходит кинотеатра и хочет открыть словарь, значит, все правильно сделали.

Видели реакцию людей на фильм непосредственно после показа?

Был всеукраинский тур. Многие люди заходили с попкорном на сеанс и с тем же попкорном выходили. Не полез в горло. И слезы на глазах. Выходят, благодарят.

Что еще запомнилось?

В Чернигове подошел молодой парень. Моложе Ахтема, но седой. Со слезами на глазах сказал:

– А вы понимаете, что становитесь национальными героями?

– Нет.

– Вот и хорошо.

Развернулся и ушел.

Какое будущее у Донбасса?

Сегодня я не понимаю, что такое Донбасс. Раньше ездил на гастроли и имел некоторое представление. А сейчас понятия не имею, что это за земля. И речи быть не может, что она не наша. Крым – также Украина. Я мечтаю, что Ахтем пригласит в Крым, и мы поедем к нему домой, там посидим за хорошей рюмкой вина. Полуостров наш, просто пока висит в воздухе. Что надо делать? Не знаю, но мы должны об этом говорить с людьми.

Какое дальнейшее будущее РФ?

Каждая империя переживала крах. Россия уже движется в том направлении.

Вася, ты был на показе "Киборгов"?

Довженко-младший: Да. Поразило, настолько по-настоящему показано то, что происходило в Донецком аэропорту. Я не видел, как снималось. Но премьера – замечательная. Плакал в конце.

Хочешь стать актером?

Довженко-младший: Да. Я подрабатывал в "Кайдашевой семье" в театре Франко. А сейчас не подрабатываю, потому что вирусы в театре ходят. Играл маленького Кайдаша. Хорошо, что Мелашку играла моя настоящая мама. А моей бабушкой по спектаклю была ...

Довженко-старший :. Наталья .. Вячеславовна .. Сум ...

Довженко-младший: Сумская!

Хотелось бы, чтобы сын тоже был актером?

У меня двое сыновей. Иван занимается музыкой, а Василий – танцами. Старшему – 14 лет, младшему – 8. Новое поколение намного более взрослым кажется, чем мы в свое время. Мы были более приспособленными к жизни. А они – свободные. Ведут себя так, как хотят, а не так, как, якобы, должны.

Не буду ничего навязывать ребятам. Выбор профессии – личный путь. Как говорил Джек Лондон: "Хочешь ничего не делать, займись любимой профессией". Меня очень помотыляло, пока выбрал актерство. Чем только не занимался: и бизнесом, и на строительстве работал, и пел в эстраде. Когда осознаешь, что дело твое – тогда все становится на свое место.

Фото: Валерия Павлюк