Если предвидеть форс-мажоры невозможно, то подготовиться к ним – вполне реально. Тогда ваш отпуск ничто не испортит.
Рейс задерживается
Любая авиакомпания может задержать рейс – из соображений безопасности, из-за погодных условий, по техническим причинам. Лучше задержать, чем рисковать. Авиакомпания также имеет право задержать рейс по коммерческим причинам: например, если нужно дождаться трансферных пассажиров, которые опаздывают с предыдущих рейсов.
В таком случае вы, как пассажир, имеете право на ряд "бонусов", которые зависят от времени задержки и дальности полета. К таким "бонусам" относятся прохладительные напитки и питание, а также возможность сделать два бесплатных звонка в любую страну мира и отправить два электронных письма.
Если рейс переносится на следующий день, то перевозчик обязан предоставить вам номер в гостинице и оплатить проезд по маршруту аэропорт – отель – аэропорт.
Если же вы не хотите ждать – есть и другой выход. В случае если ожидание рейса затягивается более чем на 5 часов, то перевозчик обязан предложить вам альтернативный маршрут или вернуть стоимость билета.
Чтобы не тратить собственное время, перед выездом в аэропорт вы можете получить актуальную информацию о времени прибытия и отправления всех рейсов авиакомпании на официальном сайте в режиме онлайн. Обычно на табло отображаются данные об отмене или задержке рейсов, а информация обновляется ежеминутно. Актуальную информацию о расписании можно найти и на официальном сайте аэропорта вылета.
А для того, чтобы перевозчик мог связаться с вами в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств, нужно обязательно оставлять свои контакты при покупке билета!
Рейс отменили
Здесь тоже нет ничего смертельного. Ваш план действий будет зависеть от того, насколько заблаговременно вам об этом сообщили, а также от причины отмены рейса.
Рассмотрим несколько вариантов:
- Рейс отменили по инициативе авиакомпании и не предупредили пассажира за две недели до вылета. Тогда вы имеете право на компенсацию. Размер зависит от дальности полета и колеблется от 250 до 600 евро (до 1500 км – 250 евро, от 1500 до 3500 км – 400 евро, от 3500 км – 600 евро).
- Рейс отменили и сообщили за две недели. В этом случае перевозчик не выплачивает компенсацию, однако возвращает пассажиру стоимость билета или предлагает альтернативный маршрут к запланированному месту назначения.
- Рейс отменили и сообщили за 8-13 дней. В таком случае авиакомпания обязана предложить вам альтернативный маршрут в пределах двух часов от запланированного времени вылета и в пределах четырех часов от запланированного прибытия.
- Рейс отменили и сообщили менее чем за 7 дней. Авиакомпания также должна предоставить альтернативный вылет, однако в других временных рамках – не позже чем на час от запланированного времени вылета и не более двух часов после запланированного прилета.
Опоздание на рейс
Конечно, если вы опоздали на рейс только потому, что не рассчитали правильно время или задержались в Duty Free и не успели на посадку, ответственность за пропущенный рейс полностью ложится на ваши плечи.
Пассажир имеет право на переоформление своего билета, а именно – на изменение даты вылета или возврата стоимости билета в соответствии с правилами примененного к его билета тарифа по месту покупки такого билета. Если вы не уверены, что сможете вовремя оказаться в аэропорту, то стоит выбирать тарифы с более гибкими условиями изменения даты вылета или возврата билета.
Если же вы опоздали на рейс по вине авиакомпании (например, предыдущий рейс прибыл с опозданием), то вы имеете право на альтернативный вариант перелета. Это правило касается тех пассажиров, чей билет был оформлен единым бронированием – на рейсы одной авиакомпании или авиакомпаний-партнеров. Если это так, перевозчик должен переоформить ваш билет на следующий рейс без каких-либо штрафов. Если же вы взяли два отдельных билета на рейсы различных авиакомпаний и стыковали их самостоятельно, придется покупать новый билет за свой счет.
Вам не хватило места в самолете
Во время перелетов может случиться даже такое, что места в самолете для вас просто не хватит. Это называется овербукинг. На самом деле, ничего страшного здесь нет, такое случается абсолютно во всех авиакомпаниях мира. Международные системы бронирования авиабилетов работают так, чтобы продать чуть больше билетов, чем есть мест в самолете. Таким образом перевозчики страхуют себя от неявки пассажиров на рейс, а по статистике такое случается едва ли не на каждом полете.
Но если авиакомпанию можно понять исходя из бизнес-интересов, то пассажиру, который с таким столкнулся, отнюдь не легче. Утешить его может тот факт, что у перевозчика есть определенный перечень обязательств перед пассажиром, которому не нашлось места.
Во-первых, перевозчик должен вас доставить к месту назначения альтернативным рейсом. Если ожидание затянется на ночь, то вам обязательно предоставят отель и бесплатный транспорт к отелю.
Обычно, если при регистрации возникает такая ситуация, представители авиакомпании пытаются найти среди пассажиров тех, кто согласится улететь следующим рейсом. Чаще всего, такие "добровольцы" находятся – если дата вылета для пассажира не принципиальна, за свое ожидание он получит денежную компенсацию, размер которой обсуждается на месте.
Если пассажиров, которые согласны отказаться от путешествия этим рейсом, не окажется или их количества недостаточно, авиакомпания вправе отказать пассажиру в перевозке без его согласия.
В таком случае авиакомпания выплачивает пассажиру компенсацию в таких размерах: 250 евро – для рейсов дальностью до 1500 километров; 400 евро – для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров, 600 евро – для рейсов дальностью более 3500 километров.
Если вы хотите себя застраховать от овербукинга, то для этого стоит всего лишь пройти онлайн-регистрацию на рейс.
Вам не дали визу
Отказ в предоставлении визы – тоже не редкость. Часто посольства требуют приобрести билет заранее: только после его оформления у вас примут документы на визу. Но что же делать, если визу не дали, а билет есть?
Если вы покупали билет по тарифу, который предусматривает его бесплатное возвращение, то вам вообще не нужно волноваться. А вот если нет, тогда стоит лишь надеяться на лояльную политику авиакомпании.
На законодательном уровне именно пассажир несет ответственность за надлежащее оформление всех необходимых для выезда документов и их наличие. Соответственно, пассажир без визы не имеет законных оснований для возвращения стоимости билета. Идти навстречу пассажиру – исключительно добрая воля авиакомпании.
Например, МАУ вернет вам деньги за билет, если вы обратитесь за 3 дня до вылета и предоставите документы об отказе в визе посольством той страны, в которую был приобретен ваш билет. Но так поступают не все авиакомпании, поэтому это стоит уточнять именно у вашего перевозчика.
Задержка багажа
Потерянным багаж считается, если его не нашли в течение 21 дня. Статистика свидетельствует, что теряется багаж на самом деле довольно редко.
Если вы никак не можете дождаться своего багажа у транспортера, то в первую очередь надо уточнить, все ли чемоданы с вашего рейса были выгружены на ленту. Есть вероятность, что ваши вещи попали в другую партию разгрузки.
Если же вашего чемодана все же нет, надо обратиться в службу Lost & Found с багажной биркой. Там вам предложат составить подробный «портрет» чемодана: цвет, бренд, материал, бирка с именем и другие отличительные особенности. Чем подробнее вы опишете чемодан, тем легче будет его найти. А пока идет поиск, у вас на руках будет акт, подтверждающий факт ненадлежащей доставки багажа. Это не освобождает вас от необходимости также обратиться к авиакомпании с заявлением о том, что ваш багаж потерялся, к которому вы должны приложить тот же акт.
Каждая авиакомпания имеет свою политику возвращения: кто-то доставляет багаж прямо на дом, некоторые возмещают стоимость доставки.
Во время ожидания багажа не обязательно постоянно звонить в службу розыска, отслеживать багаж можно в онлайн-режиме.
Поврежденный багаж
Если вы заметили повреждения вашего чемодана или он попал в ваши руки уже открытым, то вам также необходимо оформить письменный акт в службе Lost & Found – обязательно до выхода из контрольной зоны.
Однако акта мало для того, чтобы вам возместили повреждения. Перевозчику нужно обратиться с претенциозным заявлением не позднее чем через семь дней с момента получения багажа. К заявлению необходимо приложить акт, посадочный талон, багажную бирку, чек на ремонт или вывод о его невозможности. Заявление также можно оформить в режиме онлайн.
Универсальное правило – ценные вещи стоит перевозить в ручной клади, а багаж лучше дополнительно упаковывать. Это не только спасет вещи внутри, но и защитит дорогой чемодан от царапин и внешнего износа. Документы и деньги стоит держать при себе – ни авиакомпания, ни никто другой не несет ответственности за их сохранность.
Советуем ознакомиться с правилами перевозки пассажиров и багажа до начала путешествия. Ведь тогда ни одна ситуация не станет для вас неожиданностью.