"Мальчик, которого воспитали как девочку"
Один из самых жестоких опытов в истории психологии проводился с 1965 по 2004 год. Сама же жертва длительное время даже не догадывалась, что является подопытным материалом сумасшедшего ученого Джона Мани. Главными фигурами эксперимента был маленький мальчик Брюс Реймер и вся его дальнейшая жизнь.
Читайте также: Психиатр: Украинцев воспитывают в тотальном насилии
В 1965 году родители Брюса подвергли его операции по обрезанию по совету врачей из-за проблем с мочеиспусканием. В результате, из-за врачебной ошибки, у мальчика был поврежден пенис. Родители были в отчаянии и не знали, что делать. Пока не увидели по телевизору программу, в которой выступал психолог Джон Мани.
Мани предполагал, что половая принадлежность людей обусловлена не природой, а воспитанием. Родители Брюса не мешкая обратились к ученому за помощью, и он получил прекрасную возможность на практике доказать свою теорию. Родителям психолог порекомендовал сменить пол мальчика и воспитывать его как девочку. Супруги воспользовались этим советом, так Брюс стал Брендой. Доктор Мани публиковал в научных журналах отчеты о положительном развитии Брюса-Бренды, писал, что мальчик ведет себя как типичная девочка и совершенно отличается от своего брата-близнеца. Однако семья и школьные учителя отмечали, что все с точностью наоборот.
Уже в подростковом возрасте Бренде начали давать эстрогены, чтобы стимулировать рост груди. Мани настаивал на операции по формированию женских половых органов. Но отец рассказал все своему "подопытному ребенку" и Брюс-Бренда отказался от дальнейшего превращения его в женщину.
Несколько раз Брюс-Бренда совершал попытки самоубийства. После последней неудачной попытки он взял себе имя Дэвид и начал возвращать себя в мужскую оболочку: подстриг волосы, начал носить мужскую одежду и прошел курс реконструктивных операций. Впоследствии женился и усыновил троих детей своей жены. Казалось бы, что все налаживалось, но длительные эксперименты над его жизнью, разрыв с женой и смерть брата-близнеца привели к четвертой попытке самоубийства. На этот раз – уже успешной. После смерти Дэвида Реймера свела счеты с жизнью его мать, а отец спился.
Этот эксперимент показал, что мы не в силах пойти против природы. Какие бы новые методы мы не применяли – можно изменить свою внешность, но разум изменить невозможно.
Читайте также: Как быть успешным, иметь друзей и уметь радоваться: 9 правил жизни Дейла Карнеги
Проект "Аверсия"
Еще один эксперимент, который доказывает, что невозможно изменить суть человека. С 1970 по 1989 годы в армии ЮАР решили провести "чистку" личного состава от гомосексуалистов, которых признали людьми с психическими расстройствами. Сначала "больных" пытались "лечить" электрошоком, затем – перешли к химической кастрации, заставляли употреблять гормональные препараты, а "неизлечимо больных" отправляли на операцию по смене пола. Точное количество жертв этого проекта неизвестно – операция длительное время была полностью засекречена. Впоследствии примерно подсчитали, что этот проект нанес ущерб не менее тысячи человек в возрасте от 16 до 24 лет.
Единственный известный психолог, принимавший участие в этой чистке – это доктор Обри Левин, он был руководителем исследования, а сейчас профессор психиатрии университета Калгари и успешно занимается частной практикой.
Проект "Аверсия", кроме всего прочего, показал, что человеку нельзя давать абсолютную власть. Иллюзия безнаказанности снимает ограничения в желании человека издеваться над тем, кто выходит за рамки представления о "нормальности". Природа возьмет верх над перевоспитанием или желанием тех, кому принадлежит власть, изменить предпочтения "простых смертных": гомосексуальность у солдат "вылечить" не удалось, эксперимент только разрушил их жизни.
"Стэнфордский тюремный эксперимент"
В 1971 году состоялся эксперимент, который не планировали, как нечто неэтичное или посягающих на нормы гуманности. Психолог Филлип Зимбардо просто планировал изучить поведение лиц, попавших в тюрьму, то есть в условиях, нетипичные для их жизни.
Зимбардо отобрал из студентов 24 добровольца, которых разбили на две группы: одни должны были выполнять роль заключенных, другие – надзирателей. Их закрыли в подвале психологического факультета. Студентам-заключенным предоставили инструкции и советы, как они себя должны вести. Студенты-наблюдатели остались без рекомендаций. Участники опыта не представляли, как себя надо вести, но совсем скоро студенты-наблюдатели выработали свои правила поведения и так вжились в роль, что начали издеваться и бить студентов-заключенных, которые совсем недавно были их хорошими друзьями.
Надзиратели подавляли восстания заключенных, рассадили заключенных в камеры по-диночке, поскольку так будет легче остановить беспорядки и усилили систему охраны до того, что не оставляли узников наедине с собой даже в туалете. А вот заключенные чувствовали эмоциональные расстройства и впадали в депрессию. На вопрос, как их зовут, отвечали своими тюремными номерами, а не именем. Студенты-заключенные полностью вжились в свои роли и чувствовали себя как в настоящей тюрьме, а студенты-наблюдатели испытывали полноценные садистские эмоции. Казалось, что все забыли, что это – обычный эксперимент.
Зимбардо прекратил опыт, который должен был длиться две недели, досрочно – через 6 дней.
Опыт показал, что человек легко поддается влиянию властных авторитетов, если существует определенная идеология, которой придерживается ее окружение.
Стэнфордский тюремный эксперимент
"Крошка Альберт"
Психолог Джон Уотсон считал, что все страхи взрослого человека берут свое начало из детства. В 1920 году он провел эксперимент над сиротой Альбертом, чтобы доказать свою теорию. Для этого он использовал белую крысу, с которой мальчик любил играть.
В течение двух месяцев ребенку показывали эту крысу, а также белого кролика, маску Санта-Клауса и вату. После он посадил мальчика на ковер под ноги и пустил к нему белую крысу. Когда Альберт прикасался к животному – Уотсон за спиной ребенка бил молотом по металлической пластине. Поэтому Альберт постепенно отказывался контактировать с крысой. Опыт повторили через неделю, но он был недлительным, потому что мальчик начал рыдать, как только увидел крысу.
Через 5 дней ребенку начали показывать вату, маску Санта-Клауса, белого кролика, но звуков молота по металлической пластине ученый не издавал, но ребенку хватило прошлых испытаний и мальчик боялся не только крысы, но и всех предметов похожих на неё. О дальнейшей жизни Альберта с этой фобией ученый не мог сделать определенных выводов – мальчик умер в возрасте 6 лет от гидроцефалии. Но его предположение скорее всего были правильными, потому что Альберт всю свою хоть и недолгую жизнь боялся всего, что было похоже на крысу, вату, маску Санта-Клауса или кролика.
"Быть как все"
В Советском Союзе тоже проводили психологические эксперименты. Поскольку в СССР было принято не выделяться от других, даже левшей переучивали писать правой рукой, то там провели эксперимент "Быть как все" над детьми. Его суть заключалась в том что, группе из пяти детей предлагали попробовать рисовую кашу, четырем давали сладкую, а пятом соленую, то есть безвкусную. И потом, в таком же порядке спрашивали, понравилось ли им блюдо. Поскольку первые четверо детей ответили, что им понравилась каша, то пятый ответил так же, потому что сработал стадный инстинкт, он хотел быть как все.
Также проводили похожий эксперимент, перед детьми ставили черную пирамиду и предлагали назвать ее белой, заблаговременно, предупредив всех детей об опыте кроме одного, его мнением поинтересовались в последнюю очередь. И он ответил, что пирамида белая, последовав за толпой.
Человек зависим от мнений окружающих, он готова забить на свои взгляды и предпочтения, если существует "единственное верное" мнение общества или властных авторитетов.
Психологические эксперименты в СССР
Автор: Валентина Дячук