Что следует знать о ленте, которую в 2017-м мир назвал самым ожидаемым фильмом Восточной Европы, читайте в ярком обзоре 24 канала.

Читайте также: Топ-12 лучших украинских кинопремьер, которые стоит посмотреть до конца года

Производство: от Канн до Житомирщины

Создание фильма – дело рук кучи международников. Сценарий украинского режиссера и писательницы Марыся Никитюк поддержали Госкино Украины, Польский Киноинститут и македонское Агентство по вопросам кино. Фильм получил 10 миллионов гривен на производство от Госкино.


Фильм стал полнометражным дебютом режиссера Марыси Никитюк

А в 2016-м сценарий стал победителем сессии в рамках 69-го Каннского международного кинофестиваля и получил денежное вознаграждение в 10 тысяч евро на дальнейшее производство! Впоследствии фрагменты фильма также представили в секциях Work-in-Progress фестивалей в Варшаве, Вильнюсе и Одессе.

Это еще не всё ... Среди партнеров и польская компания Message FIlm, и французский CDP Productions, и македонский Фокус и международные дистрибьюторы из испанской компании Latido Films!

И вот украинский кинокоманда заручилась мощной международной поддержкой, польским оператором и македонской графикой и сняла в Киевской, Черниговской, Житомирской областях и в Гданьске поражающую картину ...

Так о чем история?

В типичном украинском селе ты увидишь историю 5-летней бунтарки Витки и страстной любви ее двоюродной сестры-подростка Ларисы с юным бандитом Шрамом на фоне конфликта с бабкой и матерью.


Лариса и Шрам

Живописные сельские пейзажи


Витка

Те больше всего боятся людских пересудов и готовы пожертвовать ее счастьем, лишь бы ничего плохого не сказали соседи. "Родные" всячески издеваются над Ларисой, чтобы "выбить" это проклятое чувство и приструнить ее натуру ... Но речь идет не только о любви.

В ядре – судьба трех поколений, проживающих в жестких социальных рамках и попытках обрести внутреннюю свободу. Воедино сплетаются народные верования местных жителей, дикая природа, разгул криминала и постсоветская разруха.


Молодые бандиты

Влюбленные с дикой энергией занимаются сексом на лоне нетронутой природы. Лариса уговаривает парня поехать "на море", где она будет лежать голой на камнях, а он сможет ее брать, когда захочет. Она стремится вырваться из бесперспективного провинциального захолустья вверх или куда-то дальше.

Коли падають дерева
"Когда падают деревья": сцены любви на лоне природы


А сцены секса действительно натуралистичны

Мать готовит для нее жениха со свиньями и работу в конторе, где безрадостные женщины только перемывают всем кости. Однако любимый бандит Ларисы, который должен стать её спасением, сначала идет на дело ...

Историю будто воспринимаешь глазами чистого и незапятнанного ребенка Витки, для которой болото – божественное озеро с белыми лошадками, а лучший друг – мальчик-даун. У неё есть связь с мертвыми и она просит у своего "бози" не забирать ее, а дать людям счастье ... А еще переживает за любовь сестры.


История показана глазами Витки (актриса Соня Халаимова)

Но удастся ли свободным душам вырваться из оков предрассудков и деспотизма темноты?!

Сценарий берёт символизмом и напряжением

Некоторые сюжетные линии откровенно "проседают". Однако, несмотря на слабые второстепенные сцены сельских ромов и родительской смерти, центральная же очень мощная. Правда, односторонне слаб образ антагонистов: юная девушка против вечно злой бабки и деда-расиста.


Ромы в кадре

Откровенные сцены секса и пацанских боев, домашнего насилия и сопротивления на уровне истерии, магнетической резни и бандитских погонь – это ярко и динамично. Когда больно от увиденного – беспощадный режиссер вставляет нож в сердце еще глубже ... Нет секунды, чтобы перевести дыхание! Однако это уже было в кинематографе, этим мало кого удивишь.


Фильм постоянно держит в напряжении

Читайте также: Живые мертвецы, галицкие ругательства, закадровый голос Кузьмы: как экранизировали повесть погибшего музыканта

Но сценарий Марыси Никитюк берёт другим: сквозным магическим реализмом! Тонкими переходами между этим миром и потусторонним, который и показывается через призму восприятия Витки.

На этом фоне сцена перешептывания ее со статуэткой ангела на кладбище и крупные планы замученных собственноручно взрослых прибивает к креслу и накладывает отпечаток ужаса на наши собственные лица ... Что уж говорить о вакханалии в болоте, которая так похожа на игрищ на трагикомической свадьбе?!


Какая же сельская свадьба и без вазы?


Увязнет ли Лариса в трясине?

Актеры не играют, они живут

Никакой театральщины! Это кино действительно серьезное, потому что хорошая актерская игра вдавливает зрителя по ту сторону экрана.

Не влюбиться в главную актрису Анастасию Пустовит реально трудно. Красивая девушка чертовски органично живет в образе Ларисы. Она естественно бухает, любит, истерит, ненавидит, носится с детьми и стремится к лучшей жизни.


Анастасия Пустовит в роли Ларисы

Молодые актеры Максим Самчик, Евгений Григорьев и Петр Пастухов в образе бандитов напоминают знакомых нам гопарей, которые однако еще те дети на распутье.

А еще в кадре много маленьких детей. Казалось бы, от них не требуют игры. Одного их непосредственного присутствия достаточно, чтобы эпизод состоялся. Однако Соня Халаимова действительно играла. Иначе как объяснить ее инаковость? Инаковость, которая свидетельствует о связи с потусторонним ...


Дети на экране

На экране увидишь себя и будешь плеваться

Смелое кино украинский зритель воспринял неоднозначно. Некоторые на 20-й минуте покидает зал со словами: "Сколько можно трахаться?!" Мол, ни тебе эстетической эротики, ни стыда, а лишь натуралистические сцены секса. И это все, что хотели показать?

Другие же смотрят глубже, а потому не могут ни проглотить поп-корн, ни поплестись домой и думают, как жить дальше с увиденным ... А еще благодарят Бога, что кино порождает больше вопросов, чем дает ответов, провоцирует рефлексий, а не кидает лицом в грязь.




Вот о каком "море" они мечтали!

На самом деле ты на собственной шкуре почувствуешь весь ужас и трешняк украинского села, показанного на экране – до сих пор оторванного от города и умирающего. А большинство его жителей увязли в трясине пересудов, "толкает" идиотские тосты с квазифилософским душком, по-жлобски набивает брюхо на поминках и свадьбах и умирает, становясь удобрением для вкусных овощей ... Это видеть больно. Разве это я?!

Но жлобство, жизнь в прокрустовом ложе и неверие в то, что из матрицы таки можно вырваться, – все это иногда свойственно едва не каждому. И именно на черную сторону своего нутра чаще хочется закрыть глаза и жить в сотканной из иллюзий псевдореальности. Потому что так комфортнее и проще.

А может быть, стоит увидеть фильм, широко открыть глаза, заглотнуть ртом воздух и переписать свою жизнь начисто? Марыся Никитюк и кинокоманда предлагает это сделать. Прокат в украинских кинотеатрах продолжается ...

Читайте также: Критика фильма о Петлюре поражает: что нужно знать о скандальной украинской драме

Все фото – из личного архива кинокоманда