Как украшения ювелира, над которым насмехались, обрели феноменальную популярность: фото
Рене Лалик – это французский гений ювелирного мира, который преодолел путь от едких насмешек известных в то время мастеров до феноменальной популярности и признания его украшений произведениями искусства. Этот ювелир охватил с 1860 по 1945 годы и стал безумно знаменитым еще при жизни.
Прежде всего, Лалик прославился как ювелир-революционер. Наряду с драгоценными металлами и камнями он начал использовать слоновую кость, панцирь черепах, рога. Для чего он это делал? Ответ во втором нововведении – сюжеты.
Читайте также: Чем поражает "живой" Дом Хундертвассера в Вене: потрясающие фото
Лейтмотив творчества Лалика – это три F, которые расшифровываются как femme (женщина), flora, fauna. С помощью непривычных для ювелирного дела материалов он мог передать фактуру растений, изобразить животных. Также экспериментировал с эмалью, янтарем, полудрагоценными камнями, "неправильными формами".
Уже в 20 лет Лалик был дизайнером в нескольких известных ювелирных домах – Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron.
Но его не устраивали две вещи. Первая – работать надо было по классической техникой, то и дело тормозя живое воображение (но он имел частные заказы, где мог себе позволить и ласточку сделать, и лебедя, и тигра). Вторая – когда фирмы использовали его эскизы, то не указывали авторство Лалика. Поэтому, поднакопив денег, в 25 лет художник открыл собственный бизнес.
Первая большая выставка, в которой Лалик принял участие – Парижский салон дю Шан-де-Марс 1989 года. Критики вдребезги разносили его украшения, мол, безвкусица, чтобы женщина надела на себя украшение в виде змеи или скарабея. А вот среди самих женщин появилось немало ценительниц творчества молодого ювелира. Среди них была и актриса Сара Бернар, которая на долгие годы стала музой и покровительницей Лалика. Ею восхищались, ей подражали, следовательно и спрос на шедевры художника тоже рос.
Эскизы для сценических образов Сары Бернар
Но критики продолжали быть скептичными к Лалику. Говорили, что его украшения могут быть элементом сценического образа, но непригодны в жизни вне его. Продолжали возмущаться аксессуарам с обнаженными женскими силуэтами – это было просто неприлично. И когда Лалику массово начали подражать другие ювелиры, волна критики смолкла.
Читайте также: Любовь сквозь призму живописи: 11 картин-взглядов на человеческие чувства
В украшениях Лалика рождалась красота, которая постоянно ускользает от нашего глаза в реальности – мох, корни, ветки, елочные "лапы", чертополох. Ассоциации с этими образами как будто и не очень яркие, но в воображении и руках художника приобретали какой-то смысл, становились магнетическими. Лалик исполнял виртуозную работу, когда в одном украшении разворачивал целый пейзаж. Каждый элемент – четкий, объемный и имеющий художественную ценность.
Помимо того, что повлиял на ювелирное дело, великий мастер также расшевелил модную индустрию. Украшения Лалика требовали открытой шеи, плеч, декольте. В конце 19 века такие вольности были не по времени. И благодаря талантливому ювелиру изменения стали возможными. Пусть и не в обыденной жизни и не для всех, но в высших кругах и на светских мероприятиях – да.
Среди поклонниц и поклонников работ Рене Лалика были, кроме упомянутой Сары Бернар, британский магнат-миллионер Галуст Саркис Гюльбенкян и российская императрица Александра Федоровна.
Несмотря на то, что Лалик был ну очень популярным ювелиром своего времени, на определенном этапе своей жизни параллельно с изготовлением украшений он заинтересовался свойствами стекла и начал проводить с материалом разные эксперименты. Долгое время это было лишь хобби. Впоследствии мастер таки забросил ювелирное дело и стал стеклодувом. И в этом направлении его работы не менее роскошны, чем украшения. Как Лалику заново удалось покорить мир, но уже флаконами для духов – читайте в материале 24 канала.