Накануне Дня учителя, который в Украине отмечают 7 октября, мы пообщались с учителем, который сумел достичь невероятного.

32-летний Андрей Закалюк занял должность директора экс-интерната в 2014 году. За это время он стал любимцем не только среди своих учеников, но и среди жителей Львова. Более того, 1,5 года назад он и его жена приняли в семью девочку из интерната, которая в этом году стала выпускницей заведения.

Читайте также: С днем ​​учителя: искренние поздравления с праздником в прозе и стихах

Андрей Закалюк смог успешно реформировать интернат и превратить его в лицей как для воспитанников учреждения, так и для любых детей из города Львова. Большинство детей из интерната вернули в семьи. А для сирот создали комфортную квартиру, где они готовятся к взрослой жизни.

В общем, по плану в Украине в рамках деинституализации с мая 2018 по 2026 год должны постепенно нивелировать потребность в детских интернатах до 0,5%.

За период с 2008 по 2017 годы в Украине было усыновлено 27 035 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, из них в семье украинцев попало 18 748. Вероятность усыновления детей от 4 до 10 лет составляет около 80%, а меньше всего хотят усыновлять сирот подросткового возраста.

Из интерната в лицей: путь успеха

Как вам удалось всего за несколько лет полностью изменить структуру учебного заведения и успешно его провести через реформу?

Со всем коллективом мы очень долго думали, как сделать так, чтобы мы удачно реформировались. Мы не хотели ждать никаких указаний, как другие интернаты, которые сейчас имеют много проблем с этой реформой. И мы нашли замечательных партнеров – Львовский образовательный фонд, который хорошо специализируется в социальной сфере. Вместе с ними в течение двух прошлых лет мы возвращали детей в семье и работали с родителями, которые когда-то отдали в интернат наших воспитанников.


Андрей Закалюк с учениками лицея покоряют одну из горных вершин Карпат

Чтобы было понятно, 90% наших детей имели родителей, но у них были проблемы с финансовым положением. Поэтому, с помощью неравнодушных волонтеров, активистов и простых добродетелей мы провели с родителями определенную работу и смогли вновь объединить семьи.

Но была другая вещь. У нас была школа-интернат, в которой школьная программа была такой же, как и во всех других учебных заведениях. Имея замечательных учителей, отличную материальную базу, хороший подход к детям, из-за определенных норм мы не могли принять детей из простых благополучных детей в свою школу. Мы себя спросили: "Почему?". Мы же обычная школа и мы очень хотели, чтобы наши воспитанники из интерната имели возможность учиться с другими детьми в одних стенах. Ведь это очень классный момент по социализации детей, когда такие ученики сходятся.

Но у вас была и категория детей, которая не имела родителей?

Да, такие дети у нас есть и, действительно, мы их не могли вернуть в семьи. Вот здесь мы и пошли на эксперимент. Мы создали при лицее центр поддержки ребенка, который размещен на одном из этажей нашей школы. Для нашей небольшой группы детей-сирот была создана отдельная "квартира" со всеми максимально комфортными условиями для жизни и развития наших учеников. У них есть кухня, в которой они учатся сами готовить, есть кафе, душевые кабины, гардероб, спортзал и двухместные комнаты. Каждое утро они одеваются, берут портфель на плечи и идут на уроки.


Андрей Закалюк готовит еду с детьми учебного заведения

Это такой переходный этап – между интернатом и семьей, потому что вы семью никогда и ничем не воссоздадите. И эксперимент удался: по состоянию на конец прошлого учебного года осталось 80 детей, которые были в интернате, но остались учениками лицея и к нам за лето пришло новых 120 детей. Мы очень боялись, поскольку у нас еще все лето висела табличка при входе "Интернат". А как известно, у людей в головах с интернатом не всегда возникают самые лучшие ассоциации. Но запустив в интернете промо-ролик о нашем заведении, создав новый сайт и эмблему, к нам стали приходить родители с детьми и записывать их к нам как в обычную школу.


В лицее "Просвита" всегда найдется время для совместных посиделок

Хватило педагогов для нового лицея? Как справились с рабочими кадрами?

Мы закрыли интернат без потерь. Мы открыли новую школу, мы дали всем работу, мы никого не уволили, мы не отдали ни одного ребенка в другое заведение. Мы не побоялись вернуть детей в семьи и провести с ними работу, из-за чего теперь у нас и дети счастливы, и из-за новых учеников – еще более социализированы.

Украина без интернатов – это возможно?

Мы будем к этому очень долго идти. Я думаю лет так с 50. Великобритания к этому шла 30 лет и до сегодняшнего времени там еще есть несколько семейных заведений. Альтернативы интернатам есть, – усыновление, детские дома семейного типа, в конце концов есть центр, который мы создали. Только в Украине мы еще не умеем это все правильно делать.

Главная суть реформы деинституализации – не навредить ребенку. Не проблема вернуть ребенка в семью. Главное, чтобы и ребенок чувствовал себя хорошо и чтобы он не чувствовал потребности, что его надо оттуда убрать.

Буллинг в интернатах: есть ли он?

А как в обновленном интернате обстоят дела с буллингом?

В понятие буллинг я вкладываю длительный процесс издевательства над ребенком или его унижения, поэтому это очень большая проблема. Но, что касается нашей школы, то не стоит забывать, что у нас она не такая уж и большая. Мы все друг друга очень хорошо знаем, поэтому у нас очень трудно что-то скрыть. Я лично еще не встречался с открытым буллингом в стенах нашего лицея. У меня не было такого ребенка, который бы сказал: "Вот я хочу сменить школу. Заберите меня отсюда".

Читайте также: Рада поддержала законопроект о противодействии буллингу

Как с буллинг бороться? Все просто: все идет из семьи. В школе можно проводить воспитательные беседы, контролировать, следить за детьми, расспрашивать, но это должна быть совместная работа. Потому что я могу говорить ребенку одно, а ребенок приходит в семью и видит совсем другое. Вообще очень трудно чему-то научить ребенка в школе, потому что дома у ребенка может быть неприятие определенных элементарных вещей. Или наоборот – дома все хорошо, а дети видят ужасный пример учителя, одноклассника или ужасный пример директора.

Как празднуют День учителя в интернатах

Через несколько дней украинские учителя будут праздновать День учителя. Как он проходит в вас и поддерживаете ли вы традиции дарения подарков учителям?

Работая в школе-интернате, мы никогда с этим не имели проблем. Нам не носили родители пакеты. Для нас День учителя, наверное, как и любой другой профессиональный праздник. Это важный для нас день в году и мы можем друг друга поздравить. Но за 4 года, пока я здесь работаю, у меня не было праздника, где сидят ученики и учителя и происходит принудительный концерт. Такого нет и я вообще является противником этого. В прошлом году у нас разве что происходило шоу "Интуиция" между детьми и учителями, а вот в этом году у нас будет познавательная игра "TEACHERS GAME!"

Учителя лицея "Просвита" Львовского городского совета

Мне лично будет значительно лучше, если этот ребенок придет ко мне, посидит со мной 2 минуты и искренне скажет одно слово "спасибо", чем этого ребенка "из-под кнута" будут заставлять учить стихотворение, потому что его надо рассказать учителю.

Читайте также: Что подарить на День учителя: небанальные сюрпризы для любимых педагогов

О реформе образования в обновленном интернате

В этом году первоклассники ступили на порог "новой" школы, где теперь будут учиться по совершенно новой программой. Ощутим ли за первый месяц какой-то прогресс?

Пока, конечно, трудно сказать, есть ли прогресс, потому что результат реформы образования можно будет увидеть только через 12 лет. Или хотя бы через 4 года начальной школы, когда дети пройдут полный цикл. В реформе заложено замечательное содержание и замысел, она дала школам новое материальное обеспечение. Но все равно все сводится к учителю. Класс может быть невероятно оборудованным, но если туда придет "мертвый" учитель, для детей это оборудование будет просто мебелью.

Согласно с новой реформой, стоит ли воспитанникам интерната учиться 12 лет вместо старых 11-ти? Ведь речь идет о социализации детей во взрослом обществе.

Да, стоит. Когда они будут сейчас учиться с обычными детьми и когда мы им будем создавать максимально комфортные семейные условия, они вообще не будут иметь недостатка в социализации. Если областной интернат имеет доступ к различным проектам, образовательным программам и вообще открыт для общения, то в глубоких селах Украины этого вообще нет. Если бы я имел возможность, я бы все интернаты давно перевел в областные центры, чтобы к тем детям имели доступ и чтобы те дети видели жизнь. Ибо кто их там социализирует в принципе?

Об искренности и настоящей детской любови

Вы даете уроки своим ученикам. Но какие уроки дают они вам?

Во-первых, от детей я всегда учусь искренности. Это невероятная вещь, которую, к сожалению, взрослые теряют в своей жизни и просто ее забывают. Во-вторых, дети забывают плохое, они этого не вспоминают. Вспоминая предыдущий опыт в школе, в которой я раньше работал, были десятки конфликтов между учениками, где порой происходили достаточно неприятные ситуации. Но через определенный период времени эти дети все забывали и, возможно, даже через неделю становились лучшими друзьями.

Щасливі вихованці Андрія ЗакалюкаСчастливые воспитанники Андрея Закалюка

А родители? Врагами. Они не воспринимают друг друга больше. Вот, посмотрите на своих детей. Они без знаний, без опыта, без университета ведут себя как истинные христиане. А вы, кто еженедельно ходит в церковь, читает много литературы и часто имеете образование, вы этого не делаете. Почему? Учитесь у детей, потому что учиться у них – это вообще фантастика.

Двести ваших питомцев часто называются вас отцом. Признайтесь, каково это им быть?

Не просто. Но когда любишь свою работу, то оно все на самом деле становится просто. Я вообще не чувствую сложности в работе и не замечаю за собой, что после дома меня бросает камнем на кровать. Понятно, что это большой вызов, но если ты делаешь свою работу хорошо, то за что ты переживать?

Вы проводите много времени в пределах школы. Нет ли у вас потребности в большем времени для себя и своей семьи?

Это извечный вопрос и извечная проблема. Но пока я как-то могу все балансировать. Понятно, что кто-то будет больше обижаться, кто будет более счастлив. Мои близкие понимают, что это все для меня даже не работа. Если бы они воспринимали мою работу работой, тогда бы они имели полное право предъявить мне "счет". Воспитание детей – это вообще не работа. Это смешно называть работой. Это даже не призвание – это огромная ответственность.

Сім'я Андрія Закалюка
Семья Андрея Закалюка

Как эта работа изменила Вас лично?

Я вообще счастливейший человек. Я очень сильно изменился сам, несколько изменил свою среду и общение. Да что говорить, я всегда себя молодым чувствую!

Не жалеете ли вы, что выбрали этот путь?

Никогда. Если бы меня вернули 10 лет назад и спросили, изменил ли бы я что-то – никогда в жизни. Я в этом году пережил одни из лучших ощущений в своей жизни. Усыновление. Я никогда этому не уделял такого большого внимания, потому что всегда был опосредованным участником этого процесса, но летом мне дважды довелось побывать на суде по усыновлению детей.

Андрій Закалюк –
Андрей Закалюк – счастливейший человек!

Это не передать ощущениями, когда судья зачитывает решение, что у детей теперь есть семья. Это фантастика, когда дети прожили всю жизнь, не имея ни папы, ни мамы, а здесь теперь они у них есть.

О, это я понимаю. Так и должно быть.

Фото: предоставлены героем материала