"Игра Престолов" к 7-му сезону как-то поистрепалась

23 июля 2017, 16:02

Я полюбил "Игру Престолов". Честно. Это хороший сериал. Он рассказывает о зрителях намного больше, чем о его создателях. Потому что о создателях мы можем точно сказать одно: они прекрасно знают, чего хотят зрители.

Сейчас уже вся "Игра престолов" выучена наизусть. Люди без запинки различают Тиреллов и Талли, знают что лорд Берик Дондаррион верховодит в Братстве без знамен. Что уж говорить про Ланнистеров и всех, кто на переднем плане. Куча имен, событий, названий. Все выучили ради сюжетных хитросплетений. Которые…. куда-то делись.

Читайте также: Игра престолов: первая серия седьмого сезона обвалила трафик даже порносайтов

Может помните, первый сезон хвалили за то, что это очень "жесткое фэнтези", где никто из героев не застрахован от смерти, а на первом месте не какие-то толкиеновские драконы и мечи, а политические интриги, словесные дуэли и неожиданные сюжетные повороты? Все по-взрослому, как бы говорилось.

Подобная похвала тогда мне казалась какой-то натянутой. Политические интриги – это когда Тирион сказал мейстеру одно, а Мизинцу - совсем другое? Или когда Серсея что-то кому-то нашепчет на ухо? Такие себе интриги.

"Никто из героев не застрахован от смерти" – вообще фигня полная. Поубивав кучу героев в начале, ближе к 5-6 сезону оставшиеся ГГ стали умирать с большой неохотой. Иначе сюжет бы стоял на месте, если все его двигатели гибли как Нед Старк. Посему Арья уже не умирает от рваной раны на животе, а Джон Сноу так попросту воскресает. Продолжают пачками гибнуть второстепенные персонажи, но это давний конвенциональный прием.

Словесные дуэли, которые (скажем честно) очень подробно прописывали в первых сезонах, к 5-6 стали значительно проще и прямее. Красноречивый Тирион поистрепался и принялся выдавать уж совсем вялые сентенции типа "I drink and I know things".

Но главное: к 7 сезону все, что сериал вывешивал на свои знамена поначалу, ушло в небытье. На место каких-никаких политических интриг пришли… драконы, армии мертвых, мечи, сражения. Гиперреалистичных, так-как-было-по-правде персонажей заменили функции: злая королева, рыцарь, резонер-пьяница, мудрец, ловкач.

То есть, все то, что называлось "революцией в жанре", преспокойно обратилось контрреволюцией. Совершенно естественной, потому что жанр взял свое. Нельзя иметь в сюжете драконов, огненные мечи и не использовать их. Нельзя рассказывать в кадре историю скучнее, чем та, которая происходит за кадром. Когда Нед Старк читает у кого из королей какого цвета были волосы, ты невольно задумываешься, что там было в Битве за Трезубец, о котором они упоминают ранее.

Но есть еще одна вещь, намного более важная: в какой-то момент перестает иметь значение, кто умрет/не умрет в конце, и кто станет королем/королевой. Объясню.

Читайте также: Дорогами "Игры престолов": в Google создали экскурсию по местам, где снимали сериал

Иногда так бывает, что вы смотрите фильм/сериал/спектакль, и, быть может ошибаясь в деталях, угадываете чем дело эмоционально кончится?

В конце Гарри Поттера и Властелина Колец тоже поумирало достаточно персонажей. Но эмоционально ясно, какую гамму чувств вы испытаете.

И это последний гвоздь в крышку гроба "Игры престолов" как в революции жанра. Смерть Неда Старка и Красная свадьба были шоком, которые длились сезонами и продолжали влиять на сюжет. Сейчас все герои могут хоть поумирать, а ходоки пусть захватят Королевскую гавань. Все равно того факта, что перед нами стандартное фэнтези, это не отменит.

А люди и не заметили подмены и смотрят даже с большим упоением.

И я признаюсь: не смотря на откровенную глупость многих сюжетных ходов, к концу это зрелище стало приносить значительно больше удовольствия. В начале это больше утомляло чрезмерной жестокостью. А сейчас – в самый раз. Армии мертвых, битва за человечество. Круто же. Близость к реальной жизни вредна для фэнтези.

Весь культурологический шум вокруг "Игры престолов" – это история о нас.

Во-первых, мы часто едим, что дают и не спешим разбираться. Верим на слово. Особенно если блюдо грамотно прорекламировать. Даже готовы в сложных именах и названиях поковыряться. И смотреть без малого 8 лет.

Во-вторых, полюбив, мы уже не обращаем внимание ни на что. Ни на то, что крутой сериал на самом деле перелицовка латиноамериканского мыла, где вместо свадьбы Хуаниты и Педро, зрители тем же макаром в течение 325 серий ждут убийства Рамси/Серсеи/Джейме. Ни на вышеуказанные трансформации сюжета из ревизионистского в самый традиционный. Ни на длинноты, пустоты и резинозатягивание, когда история топталась на месте, переезжая из замка в замок, никак не влияя на статус-кво.

И в-третьих: насладившись новым, мы быстро возвращаемся к привычному. Так что и я буду смотреть стандартную толкиеновскую битву бобра с ослом, когда армии схлеснутся в битве за Вестерос. Всю эту фэнтезийную лабуду. Без лишнего трепа и "интриг". Так намного лучше.

Читайте также: Седьмой сезон "Игры престолов": реакция критиков